Наименование объекта | Жилой дом Н.А. Корфа, XVIII в. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Москва, Госпитальный пер., дом 4А, корпус 1 |
Вид объекта | ансамбль городской усадьбы / элемент городской усадьбы |
Датировка | XVIII век |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | - |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Большая дворянская усадьба в Немецкой слободе сформировалась на высоком берегу реки Яузы на рубеже XVII–XVIII вв. Усадьба располагалась рядом с Слободским, Лефортовским и Марлинским дворцами. В 1690-м году территория усадьбы принадлежала шотландскому генералу Патрику Гордону, наставнику Петра I. Есть предположение, что в это время были построены одноэтажные сводчатые палаты, впоследствии включённые в здание усадьбы. Но подтверждение существования палат XVII в. пока не найдено. В 1715 г. территория усадьбы вероятно принадлежали его сыну Фёдору Петровичу ( Теодору) Гордону, а в 1721 г. — горнозаводчику В.П. Меллеру.
На плане 1759 года в центре двора Н.А. Корфа показаны каменные палаты с двумя ризалитами, обращёнными к реке. Все служебные деревянные постройки предполагали снести. Взамен построили два симметричных Г-образных в плане флигеля, выходящих торцами к Малой Почтовой улице и образующих каре парадного двора. Главная ось усадьбы ориентирована с запада на восток. Южный флигель расположен на границе с владением царского Марлинского дворца. Северный флигель на плане показан поставленным со значительным отступом от границы.
После Н.А. Корфа усадьбой владел статский советник Ф.Г. Швет, с 1767 г. — адмирал И.Л. Талызин, а с 1780 г. — камер-юнкер князь Иван Петрович Тюфякин.
В соответствии с планом 1781 года владения И.П. Тюфякина главный дом получил правильные прямоугольные очертания. Его ризалиты, по-видимому, были разобраны, либо планировались к разборке. Между флигелями была установлена полуовальная ограда. В 1781 году флигеля соединили с главным домом, в результате чего парадный двор стал закрытым.
В 1789 году усадьба перешла к графу Дмитрию Петровичу Бутурлину (1763-1829), внуку фельдмаршала Александра Борисовича Бутурлина. Об усадьбе Д.П. Бутурлина сохранились воспоминания его сына: «Дом был в углублении двора с железною решёткой и двумя львами на верховых столбах. Все приёмные апартаменты были внизу. Огромная библиотека занимала три парадных зала бельэтажа, а сам владелец жил «за библиотеками». Спальня матери располагалась в мезонине. В одном из залов второго этажа был устроен физических кабинет, переданный впоследствии в Московский университет. Дом был с пространным садом, занимал более 4 десятин, сад доходил до реки Яузы и примыкал одним боком к улице и мосту, ведущим к военному госпиталю. При доме тянулся ряд оранжерей и теплиц с экзотическими растениями». Помимо основной библиотеки в главном доме была ещё одна – по садоводству – располагавшаяся в оранжерее.
Среди известных посетителей московского дома графа Бутурлина были литераторы И.И. Дмитриев, Н.М.Карамзин, П.А.Вяземский, А.С.Пушкин. Во время московского пожара дом сгорел вместе с библиотекой и парком.
style=»color: #252525;»>Весной 1831 года наследники продали усадьбу купцу И.В. Розонову. Усадебный дом перестроили по проекту архитектора Д.И. Жилярди при участии А.Г. Григорьева. Дом приобретает декор характерный стилю ампир. Центр здания (вероятно западный фасад) был украшен скульптурной композицией И.П.Витали, изображающей богиню мудрости Минерву, окружённую аллегориями наук и ремесел (композиция не сохранилась).
На плане владения почётных граждан Максима, Антона и Ивана Розоновых 1849 г. главный дом показан как каменный двухэтажный с деревянным мезонином и выступом портика со стороны главного фасада, обращённого к Малой Почтовой улице. В торцах дома сохранялись пристройки 1781 года.
В 1876 году владение купили купцы братья Никита, Максим и Фёдор Ивановичи Кондрашёвы, принадлежавшие к семье первых шёлковых фабрикантов в России устроившие в усадьбе фабрику и красильное заведение. Главный дом сохранял габариты XVIII века. Портик был разобран, вместо него по центру фасада пристроили деревянный тамбур входа.
В 1887 году владение числилось в Басманной части за потомственным почётным гражданином Николаем Ивановичем Кондрашёвым. В главном доме предполагалась перестройка со сносом деревянного мезонина и переустройством боковых пристроек и центрального крыльца.
В деле 1887 г. сохранились проектные фасады и планы дома, подписанные архитектором Иваном Павловичем Херодиновым (1827-1896).
На месте деревянного мезонина возвели еще один этаж из кирпича. Архитектурное решение дома предлагалось в формах эклектики.
С торцов к зданию примкнули боковые лестничные пристройки с выходами в парадный двор и к саду. Центральный вход остался на прежнем месте, но тамбур входа был перестроен. Крыша тамбура стала площадкой балкона. За тамбуром располагалась парадная лестница. Боковые лестничные ризалиты на планах здания показаны укороченными, что и было воплощено в натуре.
В 1912 году владение приобрела жена московского купца И.Л.Натан. Из оценочных ведомостей этого времени известно, что в главном доме усадьбы в этот период находилось городское училище, а в остальных строениях – Лефортовская ткацкая мануфактура Натан.
В 1930 г. Московское Высшее техническое училище было разделено на несколько институтов, в том числе был сформирован 2-ой Московский Химико-Технологический институт, которому был передан дом Корфа-Бутурлина. В советское время на территории парадного двора усадьбы вдоль главного фасада памятника было построено двухэтажное здание (М.Почтовая, д. 2/2, стр. 8). Эта постройка изолировала усадьбу от Госпитальной улицы и исказило пространство парадного двора.
Источник: http://natali-fiore.livejournal.com/3569.html