Наименование объекта | Главный дом, 1740-е, 1820-е гг., 1912 г., арх. С.М. Гончаров, усадьба Зотова — А.В. Алябьева (Российская книжная палата) |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Москва, Кремлёвская наб., дом 1/9, строение 8 |
Вид объекта | ансамбль городской усадьбы / элемент городской усадьбы |
Датировка | 1740-е, 1820-е годы, 1912 год |
Правоустанавливающие документы | - Приказ 17 от 13.01.16 О включении в реестр и утверждении территории |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Гончаров С.М. |
С начала ХVIII века почти весь участок между улицей Ленивкой и Кремлём был занят обширной городской усадьбой. Первое упоминание жилой застройки на этом участке относится к 1740-м годам. В это время участок принадлежал Зотову, сержанту Преображенского полка, и краеведы утверждают, что его знаменитый дед – Никита Зотов, «князь-папа» при Всешутейшем соборе Петра – «имел в этих местах дом ещё в 1716 году». Исследователь Александр Можаев считает, что упоминаемая в документах Петровской эпохи «князь-папинская полата» находилась вблизи Кремля, и «всепьянейшие ассамблеи» с участием «смиренного Аникита» и «протодиякона Пахома (непристойное прозвище) Михайлова» происходили именно здесь.
По предположению историка С.К. Романюка, Зотовым-внуком был выстроен главный дом – на набережной, «лицом» к реке и «левым боком» к Кремлю.
После 1780-х годов усадьба не раз меняла владельцев, каждый из которых занимался перестройками и переделками. В современной литературе бывший главный дом часто упоминается как «дом Алябьевых». Известно, что сенатор А. В. Алябьев купил усадьбу в 1805 году у некоей кригс-комиссарши Шатиловой. Стараниями господина сенатора к главному дому были пристроены два флигеля; при этом здание чуть «выросло» в высоту за счёт мезонина. Вопреки надеждам любителей городских легенд, сын Алябьева, участник войны 12-го года, известный композитор-любитель, в этом доме не жил и романсов здесь не пел. После Отечественной войны перед домом был устроен парадный двор; в 1820-х годах появился портик о шести коринфских колоннах, он же балкон.
В течение ХIХ века усадьба продолжала менять владельцев и перестаиваться. В конце 1860-х здесь обосновался некий Попов, коллежский секретарь, и устроил на территории усадьбы водочный завод. По
кончине предпринимателя фирма была унаследована его супругой, а затем перешла к «Товариществу преемников вдовы Поповой».
В 1910-х годах в главном доме разместилось коммерческое училище; одно из соседних зданий отдавалось внаём театральным труппам, в другом разместился синематограф. Владел им известный меценат Пётр Солодовников.
В октябре семнадцатого года на крыше училища стояли пулемёты – мятежные юнкера обстреливали подходы к Кремлю.
Примерно треть территории усадьбы со стороны Кремля была «ликвидирована» в середине 30-х годов, когда началось строительство нового Каменного моста (архитекторы Щуко, Гельфрейх, Минкус, инженер Калмыков, 1936-38). Главное здание усадьбы оказалось фактически на стройплощадке, однако, что характерно, его не стали ни передвигать, ни сносить, хотя в результате особнячок с мезонином почти упёрся в монументальный лестничный сход с моста на набережную.
С другой стороны бывшей усадьбы тоже развернулась стройка – на месте взорванного храма Христа Спасителя уже бетонировали фундамент гигантского Дворца Советов. Руководил работами Борис Иофан, к участию были привлечены те же Гельфрейх и Щуко; в домике на набережной разместилась Проектная мастерская.
Возможно, особняк снесли бы позже, при благоустройстве территории между Дворцом Советов и Кремлём, но война прервала строительство, проектная контора частично свернула свою работу, и здание временно опустело.
Распоряжением тов. Майорова, председателя исполкома Московского городского совета депутатов трудящихся, от 10 июля 1942 года было предписано: «В связи с разрушением здания Всесоюзной Книжной палаты, передать для её размещения свободное помещение бывш. Проектной мастерской строительства Дворца Советов в д. № 1 по Кремлёвской набережной».