Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Усадьба Лопухиных-Станицкой, конец XVIII века, 1817-1822, 1894-1896 года
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Москва, ул. Пречистинка, д. 11
Вид объекта ансамбль городской усадьбы / элемент городской усадьбы
Датировка конец XVIII века, 1817-1822, 1894-1896 гг.
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.60 г.
Современное значение музейное
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние удовлетворительное, после реставрации
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Небольшая городская усадьба располагалась в черте Земляного города на ул. Большая Пречистенка, в приходе церкви Пятница Божедомская. Ансамбль, известный в литературе как владение Лопухиных-Станицкой, складывался на протяжении конца XVIII — начала XIX вв.

Точно не установлено, когда участок был приобретен семьей Лопухиных, но в начале ХVШ в. в списках домов г. Москвы на 1793 г. владение уже числилось за колежским советником Василием Авраамовичем Лопухиным.

Участок, расположенный в плотно застроенном городском квартале, был ограничен ул. Большой Пречистенкой с севера, Лопухинским переулком с запада и соседними владениями с юга и востока. Он имел небольшие размеры, план его приближался к форме неправильного прямоугольника и был вытянут вдоль Лопухинского переулка. Постановка главного дома и ворот вдоль красной линии улицы была обусловлена требованием эпохи классицизма, заключающемся в обязательном включении жилой застройки в общий ансамбль улицы. Небольшой, вероятно, неозелененный усадебный двор, по существу совмещающий функции парадного и хозяйственного, был сформирован двумя корпусами — деревянным и каменным вдоль южной и западной границ владения и деревянной хозяйственной постройкой, размещенной параллельно главному дому.

Ансамбль серьезно пострадал во время пожара 1812 года. Хорошо сохранились лишь ворота и каменный 2-х этажный жилой корпус вдоль Лопухинского переулка.

К 1816 году обгоревшее главное здание, вероятно, сильно обветшало и не эксплуатировалось. В это время А.В. Лопухин начинает крупные работы в усадьбе. С 1816 по 1822 года на участке возводятся две новые постройки: 1) деревянное одноэтажное с антресолями здание главного дома на каменном цокольном этаже, оставшемся от первоначального дома; 2) одноэтажный каменный флигель вдоль восточной границы владения с деревянной «Г»-образной пристройкой, возведенные на месте стоявших здесь деревянных строений. Тогда же ремонтируются ворота по Пречистенской улице. В состав ансамбля в 1822 году так же входили: 2-х этажный жилой флигель по Лопухинскому переулку, одноэтажная каменная сторожка и ограда по переулку с воротами, ведущими на хозяйственный двор.

Произвольно расположенные по периметру участка разновременные постройки были достаточно самостоятельны и не образовывали цельного ансамбля. Только главный дом, выстроенный в лучших традициях московского ампира, и фланкирующие его ворота конца ХVШ века составляли единое целое и способствовали формированию цельной застройки улицы.

Идентичные западные и восточные ворота представляли собой два белокаменных пилона с калитками и примыкающие к ним прясла стен. Дом имел традиционное для классицизма 3-х частное членение фасада. Центр его был выделен монументальным портиком, увенчанным невысоким треугольным фронтоном.

В течение нескольких десятков лет в усадьбе не производилось значительных строительных работ. В 1892 году по духовному завещанию А.В.Лопухиной — жены одного из сыновей строителя дома,- владение переходит к ее племянникам П.И. и И.И.Ворониным, при которых проводились только ремонтные работы в главном доме. С 1894 по 1911 года усадьбой владела жена надзорного советника Е.И. Станицкая. Сразу после покупки участка она начала крупные строительные работы, которыми руководил академик архитектуры С.У. Соловьев. В 1895-96 годах был полностью перестроен жилой флигель по Лопухинскому переулку. Объем его, увеличенный почти вдвое, затеснил и без того небольшой усадебный двор и обозначил границу между его парадной и хозяйственной частями.

К восточному торцу служебного корпуса пристраивается небольшой 1-этажный каменный объем. Оформленный в духе классицизма, он способствовал формированию целостности архитектурного решения парадной части усадьбы. Тогда же разбираются сторожка по Лопухинскому переулку, западные ворота по Пречистенской и старая обветшавшая ограда. На их месте возводится новая металлическая ограда «в каменных частях», спрямившая линию предшествующей. При следующих владельцах Ф.В. Челнокове (1911-1917) и А.П. Генчь-Оглуевой (1917) перестроек в усадьбе не производилось.

В 1921 году народный комиссариат просвещения по указанию В.И. Ленина принял в свое ведение литературный музей Л.Н. Толстого и предоставил ему главное здание усадьбы.

В 1972 году на площадке в западной части парадного двора, среди зеленых насаждений устанавливается памятник Л.Н.Толстому. Он был возведен скульптором С.Д. Меркуровым в 1912 году для установки на

Девичьем поле в Москве. До 1970-х годов все постройки усадьбы использовались под жилье. В настоящее время в них разменяются конторские помещения музея Л.Н Толстого.

Небольшой, в полный рост, без постамента памятник Л.Н. Толстому удачно вписан в существующий ансамбль. Поставлен он за главным домом среди зеленых насаждений и не искажает восприятия дворового фасада.

Сохранились исторические видовые точки на ансамбль со стороны Кропоткинской улицы и из Лопухинского переулка.

В состав ансамбля входят:

1) Главный дом, конец ХVIII века, 1817-1822 года

2) Пилоны ворот, конец ХVIII — начало XIX веков и ограда по Лопухинскому переулку 1895-96 годов

3) Флигель жилой, конец ХVIII века, 1894-96 года

4) Корпус служб, около 1816 года, 1895-96 года, 1970 года

5) Памятник Л.Н. Толстому, 1912 года, 1974 год

6) Ограда 1970-х годов, разделяющая парадный и хозяйственные дворы и аналогичная ей проходящая по южной и восточной границам владения.

Ансамбль: Ансамбль Лопухиных-Станицкой является образцом небольшой городской усадьбы, сложившейся на рубеже XVIII-XIX веков. Наибольшую ценность представляют главный дом — редкий образец ампирной деревянной застройки начала XIX века и пилоны ворот конца XVIII века, формирующие единый классический фасад улицы.

     Перестройки, утраты: Вероятно, в 1970-х годах разбираются хозяйственные строения вдоль южной и восточной границ владения, не представляющие особой архитектурной ценности. На месте «Г» — образного каменного здания в южном торце служебного корпуса возводится небольшая одноэтажная постройка. Тогда же деревянный забор, разделяющий хозяйственный и парадный дворы, заменяется новой металлической оградой с калиткой, выполненной аналогично существующей. Такая же ограда с воротами появляется и на южной и восточной границах владения.

Реставрационные работы: Здание главного дома подвергалось лишь частичной реставрации и неоднократно косметическому ремонту. Укрепление живописи, лепнины, перестилка полов проводились в 1945, 1947, 1949, 1956-59, 1971, 1983 годах.

В жилом флигеле в 1978-80 годах производились ремонтно-восстановительные работы с приспособлением его под фондохранилище.

В 1974 году проведены ремонтной-восстановительные работы корпуса служб.

В 1957 году проведены обмеры ворот и частичные ремонтной-восстановительные работы.

     Описание памятника: Усадьба Лопухиных-Станицкой занимает небольшой участок, приближающийся к форме неправильного прямоугольника, вытянутого с севера на юг. Она расположена на углу квартала, образованного пересечением Кропоткинской улицы и Лопухинского переулка. Сохранился первоначальный главный въезд на территорию усадьбы, расположенный в восточном углу участка. В настоящее время существует еще один въезд на территорию со стороны хозяйственного двора — в ограде по южной границе владения.

Композиционным центром ансамбля является главный дом усадьбы, поставленный на углу квартала по красной линии Кропоткинской улицы. Он обращен к ней своим главным северо-западным фасадом и занимает почти всю ширину участка по улице. Главный дом представляет собой деревянное одноэтажное с антресолями здание на каменном (цокольном) этаже. Здание имеет традиционное для ампира 3-х частное деление фасада, центр которого акцентирован 6-ти колонным портиком с фронтоном. Отличная сохранность первоначальной планировки, внутреннего декоративного убранства, великолепные лепные детали фасада живописные плафоны — все это ставят особняк в ряд прекрасных образцов дворянских деревянных особняков московского ампира.

Строгие и пластически выразительные ворота являются неотъемлемым элементом ансамбля. Они способствуют также созданию целостного архитектурного облика улицы.

Постройки, расположенные по периметру двора, за главным домом, в достаточной мере самостоятельны. Двухэтажный каменный жилой флигель обращен к главному дому скромно оформленным торцевым фасадом. Его главный юго-западный фасад, имеющий электрическое декоративное убранство, выходит на Лопухинский переулок. Лишь протяженный корпус служб, поставленный по северо-восточной границе владения и обращенный главным фасадом на усадебный двор, своим декоративным убранством перекликается с главным домом. Расположенная в непосредственной близости от дома, параллельно его боковому фасаду северная часть корпуса оформлена в псевдоклассическом стиле.

Все здания, расположенные на территории усадьбы разнолики, разномасштабный и стилистически несоответствию друг другу.