Наименование объекта | Городская усадьба Шервудов, «Московские обозные мастерские» И.Ф. Терещенко — Главного Интендантского Управления (после 1917 года — завод «Красный пролетарий»), XIX в., начало XX в., арх. Н.Д. Бутусов |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Москва, Малая Калужская ул. |
Вид объекта | ансамбль городской усадьбы / элемент городской усадьбы |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | - |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Объект культурного наследия регионального значения «Городская усадьба Шервудов, «Московские обозные мастерские» И.Ф. Терещенко — Главного Интендантского Управления (после 1917 года — завод «Красный пролетарий»), XIX в., нач. XX в., архитектор Н.Д. Бутусов. — Жилой дом архитектора В.С. Шервуда — контора завода «Красный пролетарий», 1911 г., архитектор Н.Д. Бутусов» (распоряжение Правительства Москвы от 16.05.2007) расположен в квартале, ограниченном улицами Малой Калужской, Донской, Стасовой и Малым Калужским переулком, в западной части Замоскворечья, за пределами Садового кольца и непосредственно связан с рядом расположенным комплексом промышленной архитектуры — бывшее Общество механических заводов братьев Бромлей и Донским монастырем.
Территория находится в непосредственной близи от трассы Ленинского проспекта (Калужской дороги), которая служила связующей дорогой между Москвой и городами Калугой и Боровском.
Большой Калужской улицей до 1957 г. называлась часть теперешнего Ленинского проспекта, начинавшаяся от Калужской (с 1918 г. Октябрьской) площади и заканчивавшаяся у Калужской заставы, стоявшей в разрыве Камер- коллежского вала (ныне пл. Гагарина). По улице проходил путь в Калугу и далее на юг; она очень долго сохраняла вполне сельский вид — ее левая сторона была почти незастроенной, а на правой, вдоль берега Москвы-реки один за другим располагались большие загородные дворы знатных лиц, получивших их во владение в конце XVII столетия. Позднее на этих участках стали возводиться крупные частные и общественные здания.
Улица брала начало от ворот Калужской башни Земляного города, которая, как и соседняя Серпуховская, была каменной, так как находилась на самом угрожаемом направлении — с юга, со стороны вероятного нападения крымчаков. Рядом был и Крымский двор, в котором останавливались более мирные посетители столицы: «В прошлых годех изстари ведом в Государевом Посольском приказе Крымский двор, а мерою того двора у Калужских ворот у Земляного Города 44 длиннику да 40 сажень поперечнику, строенья на том дворе 40 изб козачных. Стаивали на том дворе в прошлых годех годовые Крымские послы и гонцы во время мирное, а во время перемирия и в военное время держаны на том дворе полоняники и Крымские татары». В цитированном документе из дел Посольского приказа конца XVII в. добавлялось: «…а ныне тот двор стоит пуст…, и на том месте посажена капуста, а владеют князь Иван Алексеевич Голицын, да Жирово-Засекин, да Одоевские». Рядом же, «…для пастьбы крымских лошадей отведен был из лугов длиною и поперек на версту; а пасывали на том лугу крымские посольские и гонецкие лошади и на том лугу построен Государев конюшенный лекарственный двор и пускают на тот крымский луг Государевых больных лошадей для пастьбы. Да на том дворе построили загородные дворы Бояре: Тихон Никитич Стрешнев, князь Иван Борисович Троекуров, а по какому указу, того в Посольском приказе не ведомо».
В XVII веке значительные участки земли данной местности принадлежали Данилову монастырю. В конце XVI века по обету царя Федора Иоановича в честь победы над войсками крымского хана Казы — Гирея и Донской иконы Богоматери здесь был основан монастырь. К этому же времени относится строительство Скородома, то есть линии укреплений по трассе современного Садового кольца.
По оси главных дорог в стенах Скородома были устроены ворота, что закрепило трассировку основных и вспомогательных проездов. Так, к этому времени была определена линия Калужской и Серпуховской дорог, дорога на подмосковное село Шаболово (Шаболовка) и дорога к святым воротам Донского монастыря (в дальнейшем Донская улица).
Благодаря царской милости вновь образованному Донскому монастырю были пожалованы большие земли, которые монастырь отдал под поселение ремесленникам, торговцам и пр. за поземельную плату. Так образовалась слободка Донского монастыря, которая просуществовала достаточно долго. В конце XVII века в ней значилось 173 двора. Застройка участков слободы тяготела к линии будущей Малой Калужской улицы, а земли, которые лежали вблизи Донского монастыря либо числились пустопорожними, либо были заняты садами и огородами. Трасса Малой Калужской улицы сложилась в середине XVIII века, когда в результате постройки Камер — Коллежского вала, рассматриваемая территория официально вошла в состав г. Москвы. Близость к Калужской заставе на пересечении Вала с Калужской дорогой определила в некоторой степени изменения в застройке данной местности. Так, в южной части квартала возникли несколько постоялых дворов.
Характерное для XVIII века укрупнение участков и возникновение больших дворянских усадеб затронуло данную местность в меньшей степени, нежели противоположную сторону Калужской дороги, тем не менее, здесь существовала крупная усадьба П.А. Болконского с парком, гротами, ротондами, главным домом в глубине владения и флигелями по красной линии улицы. В течение XVIII века здесь возникло еще несколько крупных усадеб — Бахметьевой, Пошмана и др. Вместе с тем, большое количество мелких участков сохранялось до начала XIX века.
Квартал не пострадал в пожаре 1812 года.
В первой трети XIX века часть дворов сдавалась под загородные дачи, на территории других же дворов устраивались небольшие промышленные заведения. Застройка и планировка владений с малоэтажной, часто деревянной, застройкой, сохранялась до 1860-х годов.
Почти параллельно Большой Калужской проходит Малая Калужская улица. На ее правую сторону выходят задние границы участков по Большой Калужской улице, которые начали застраиваться во второй половине XIX в., перед тем же тут было большое поле, доходившее до Донского монастыря — это поле у окрестных жителей получило название «черного», ибо после строительства в 1880-х гг. литейной фабрики на него стали вывозить шлак, гарь и прочие отходы производства. Для рабочих окрестных заводов это поле, по воспоминаниям, было «…и столовой, и клубом, и местом для пьянок, драк и картежных игр».
По Малой Калужской на месте участка с современными номерами 19-21 в XIX в. находилась просторная — более трех с половиной гектаров — усадьба А. Е. Энгельд, которую в 1833 г. снял Сергей Николаевич Тургенев. «Мне было тогда шестнадцать лет. Дело происходило летом 1833 года. Я жил тогда в Москве у моих родителей. Они нанимали дачу около Калужской заставы, против Нескучного», — писал много лет спустя его сын, знаменитый писатель Иван Тургенев.
Прототипом героини повести была княжна Екатерина Шаховская, дом матери которой находился рядам с усадьбой, нанимавшейся Тургеневыми.
В усадьбе находился одноэтажный деревянный дом с мезонином, украшенный шестиколонным портиком, позади дома простирался сад или, скорее, парк с гротом и разными затеями; «… у меня была привычка бродить каждый вечер по нашему саду», — рассказывает герой повести. Описывая усадьбу, Тургенев рассказывает и о небольшой обойной фабрике во флигеле: «Я не раз хаживал туда смотреть: как десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах и с испитыми лицами то и дело вскакивали на деревянные рычаги, нажимавшие четырехугольные обрубки пресса, и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вытаскивали пестрые узоры обоев». Действительно, согласно документам, флигели усадьбы Энгельд сдавались «для заведения в оных клеенчатого и обойного мастерства».
В конце 1860-х годов в данную местность был переведен механический завод бр. Бромлей. Это привело к укрупнению владения и изменению объемно — планировочной структуры квартала, что было связано с постройкой нескольких каменных производственных корпусов.
В 1870-е годы аналогичный процесс прошел в соседних владениях, которые были заняты обозными мастерскими И.Ф. Терещенко.
Для обоих предприятий характерно развитие объемно — планировочной структуры промышленных комплексов за счет укрупнения застройки, использованию больших незанятых площадей внутри владения и функциональное зонирование территорий.
К началу XX века на территории квартала соседствовало несколько типов владений и несколько типов застройки.
Малый Калужский (или Бахметьевский — по фамилии домовладелицы) переулок соединяет Донскую и Малую Калужскую улицы в том месте, где начинается участок бывшего завода братьев Бромлей, ставшего станкостроительным заводом «Красный пролетарий».
Братья Федор и Эдуард Бромлей начали свою предпринимательскую деятельность в 1857 г. с ремонтной мастерской, находившейся на Щипке, переведенной потом на Калужскую и превратившейся в механический завод, который стал быстро расширяться — в конце XIX в, это был самый крупный завод в Москве, изготовлявший паровые машины, котлы и насосы, дизели и станки: ассортимент был очень велик, и многие изделия неоднократно завоевывали награды на выставках. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. фирма братьев Бромлей получила почетное право ставить на своих изделиях государственный герб «… за широкое и самостоятельное развитие машиностроительного дела при исключительном пользовании в производстве силами русских мастеров и инженеров, получивших техническое образование в русских учебных заведениях». При большевиках завод Бромлей специализировали на выпуске станков.
Между чисто утилитарными строениями станкостроительного завода неожиданно виднеется своеобразный «терем», куда ведет крыльцо с пузатыми колонками и островерхими крышами. «Терем» зажат как в тисках заводскими зданиями, и еще недавно его загораживала стандартная «доска почета».
«Терем» этот стоит на территории усадьбы (вошедшей в советское время в состав заводского участка), принадлежавшей Шервудам, обрусевшей семье выходцев из Англии. Из Шервудов первым в России появился в конце XVIII в. основатель русской ветви этой фамилии Василий Яковлевич, приехавший работать на Александровской мануфактуре близ Петербурга.
У него было четыре сына, из которых особого рода известность приобрел старший сын Иван, донесший на своих товарищей, будущих декабристов. После этого он «украсил» свою древнюю фамилию приставкой «Верный», данной ему императором Николаем 1 «в ознаменование особенного благоволения нашего и признательности к отличному подвигу, оказанному против злоумышленников», переиначенную его военными сотоварищами в «Скверный». Шервуд сделал бы прекрасную карьеру, если бы не еще один его донос, оказавшийся ложным, после которого он был отставлен от службы и даже отдан под негласный надзор полиции.
В русском искусстве известность получили потомки другого сына основателя — Джозефа (Осипа) Шервуда: архитектор и художник Владимир Шервуд, автор таких значительных сооружений, как здание Исторического музея на Красной площади, памятники Пирогову и героям Плевны, и его внуки архитектор Владимир и скульптор Лев Шервуды.
В 1816 г. Шервудами приобретается просторная усадьба у Калужской дороги, в 1873 г. она переходит к Владимиру Осиповичу, а потом к семье его дяди Якова, младшего сына основателя русской ветви Шервудов.
В 1911 г. вместо старого деревянного дома здесь строится чудесный теремок, где все детали, взятые из арсенала древнерусской архитектуры, кажутся преувеличенными и даже гротескными. Автором его был архитектор Н. Д. Бутусов.
В начале XX века половину застройки исследуемого квартала определяли два промышленных комплекса с промышленными корпусами небольшого размера, сохранился фрагмент «допожарной» классической усадьбы. Во владении Шервудов стоял особняк в неорусском стиле. Застройку небольших жилых владений определяли особняки и дешевые доходные дома. Характерно, что промышленные здания не являлись градостроительными доминантами, могущими соперничать с Большим собором Донского монастыря, а размещались внутри квартала. Выходя же на красную линию, они приобретали декор фасадов, характерный для жилой застройки, что позволяло им легко адаптироваться в окружающей среде.
1920-е — 1930-е годы на заводе «Красный Пролетарий» велись большие реконструктивные работы. В это время был выстроен новый главный производственный корпус завода по проекту архитектора В.Д. Корина и модернизированы старые промышленные корпуса. Территория завода была расширена за счет присоединения соседних участков, в том числе бывшего обозного завода с его мастерскими. Однако, при значительных изменениях объемно — планировочной структуры застройки, градостроительные доминанты не были подавлены. По-прежнему главенствующую роль в застройке окружающей местности играл Донской монастырь.
Наибольшие изменения градостроительной ситуации связаны с послевоенным строительством. В конце 1940-х — начале 1950-х годов застраивалась трасса Ленинского проспекта (бывш. Б. Калужская ул.). Крупномасштабная «элитная» застройка отодвинула квартал на периферию. Дальнейшее укрупнение территории завода не могла не привести к некоторой хаотичности размещения хозяйственных и промышленных объемов. Фрагментарная застройка внешнего периметра многоэтажными жилыми домами не была соотнесена с композицией промышленного комплекса.
В 1970-е годы реконструкция завода «Красный Пролетарий» с постройкой крупномасштабных производственных корпусов завершила процесс деструктуризации исторической городской среды.
История развития промышленного комплекса завода «Красный Пролетарий» начинается с середины 1860-х годов, когда московские купцы, немцы по происхождению, братья Эдуард Иванович и Федор Иванович Бромлеи, купив небольшой участок, перевели на него свое ремесленное заведение по производству кос, топоров и др. механических изделий.
Общество механических заводов братьев Бромлей создано в 1896 году. Правление Общества находилось в Москве в собственном доме на Малой Калужской улице, в 1913 году (по другим сведениям — в 1914) было переведено в Петербург. Оценивавшийся при создании Общества в 1 500 000 рублей основной капитал Общества в 1913 году достиг 3 ООО ООО рублей, а в 1916 году— 6 ООО ООО рублей.
Англичане Эдуард Иванович (род. 1830) и Фёдор (Фридрих) Иванович (род. 1838) Бромлеи,
принявшие русское подданство выходцы из Ганновера, в 1857 году открыли в Москве, на Щипке в Замоскворечье небольшую механическую мастерскую. В мастерской изготавливали столярные инструменты— топоры, пилы, молотки, сельскохозяйственные орудия— серпы, косы, затем небольшие (3—35 л.с.) паровые машины. В 1864 году Бромлеи для расширения производства приобрели у Калужской заставы напротив Нескучного сада земельный участок площадью 10,5 га, где к началу 1870-х годов возвели два больших двухэтажных корпуса. В 1878 году были построены сборочные мастерские.
Первым участком, приобретенным Бромлеями, был двор московских купцов Жемочкиных. Он представлял собой часть большой дворянской усадьбы, распавшейся на отдельные владения в середине XIX века.
В 1867 году был куплен соседний участок, принадлежавший купцам Воробьевым. И в том же году на участке был выстроен протяженный двухэтажный каменный производственный корпус.
В 1869 году владение Бромлеев расширилось за счет купленного с публичного торга двора, принадлежавшего ранее семье Шервуда. К этому времени от производства кос и топоров Бромлеи перешли к выпуску небольших паровых двигателей.
В 1869 году было учреждено Товарищество «Братья Э. и Ф. Бромлей». В 1881 году Товарищество было преобразовано в Торговый дом (товарищество на вере) «Братья Бромлей и К0» с теми же учредителями, паи в Товариществе имели Эмилий (Альберт) Иванович (1835—1900), Наталья (Иоганна) Эдуардовна, Егор (Георгий-Фердинанд) Эдуардович (род. 1859) Бромлеи и Мария Эдуардовна Адамова.
К 1879 году все большое владение Шервудов было застроено каменными одно-двухэтажными фабричными корпусами, в которых находились токарная, литейная, модельная мастерские. В 1870-е годы производственные корпуса проектировал архитектор Г. Зайнищев.
Кроме архитектора Г. Зайнищева производственные корпуса в 1870-х — 1880-х годах проектировал архитектор Э. Шимдт. В 1875 году он строил двухэтажный дом для квартир заводской администрации на углу Бахметьевского (совр. М. Калужский пер.) переулка. В 1879 году к северо-западу от него построили еще один такой же дом. В 1880 году были увеличены пристройками со стороны двора корпуса токарной и модельной мастерских.
В 1890-е годы основным архитектором завода становится С. Шервуд. В 1892 году перпендикулярно Калужской улице было выстроено каменное двусветное с металлическими галереями заводское строение. Фасады фабричных строение проектировались С. Шервудом в так называемом «кирпичном» стиле, наиболее распространенном для производственных построек того времени. Во вновь построенном корпусе разместилась токарная мастерская и цех по сборке двигателей.
В 1889 году значительная часть капитала Товарищества была передана Эдуардом Бромлеем своему сыну Николаю (Карлу) Бромлею (род. 1862) для организации самостоятельного предприятия. К 1892 году был построен новый корпус механического отделения. В 1896 году новое предприятие было продано учреждённому в этом же году Обществу братьев Бромлей. Бромлеи остались совладельцами предприятия, Фёдор и Эмилий Бромлеи вошли в состав его правления, а окончивший Императорское московское техническое училище Егор Бромлей в 1899, 1903, 1915 годах назначался директором-распорядителем Общества. Пользовавшаяся известностью в торгово-промышленном мире фамилия Бромлей была сохранена в названии Общества, как торговая марка и знак высокого качества и надёжности изделий.
В 1896 году завод Общества занимал территорию площадью 15 тыс. м2 между Малой Калужской улицей и Бахметьевым переулком (Серпуховской части) близ Донского монастыря, на которой было расположено 13 строений. В 1879 году объём производства составлял 376 тыс. рублей, а 1896— свыше 1 млн. рублей. Численность рабочих на предприятии с 10 человек в конце 1850-х годов возросла до 100 человек в 1863 году, а в 1896 году приблизилась к 1000 человек. При найме на предприятие Общества предпочтение имели выходцы из Тульской и Калужской губерний, областей с традиционно развитыми кустарной и заводской металлообработкой и механическими производствами, а также московские ремесленники. В 1870-х годах Обществом была открыта школа для 12—13-летних подростков для обучения литейным, токарным и слесарным профессиям.
В 1896 году было образовано Акционерное общество механических заводов бр. Бромлей. С этого периода начинается новый этап развития производственного комплекса.
Заводское владение было увеличено за счет покупки соседнего владения, принадлежавшего в начале XIX века Губернскому регистратору А. Тусину. Его застройка представляла собой небольшую городскую усадьбу с двухэтажным смешанным домом по Донской площади и двумя деревянными флигелями в глубине двора. После присоединения к заводской территории дома были заняты под квартиры администрации завода.
В 1896 году был перестроен и расширен корпус литейной мастерской в глубине двора, выстроен одноэтажный корпус кузнечного цеха. В 1897 году к нему пристроен четырехэтажный склад моделей и была сделана Г-образная пристройка к корпусу токарной и сборочной мастерских по юго-западной границе. Она разместилась на части бывшего владения Тусина.
Реконструкция и новое строительство на территории завода велось по проектам архитектора С. Шервуда.
К началу XX века завод имел 6 цехов, расположенных на площади 15,5 тыс. кв. м. В 1914 году из 37 заводских строений 25 было каменными. Работал водопровод. В 1915—1916 годах начал работать кузнечно-штамповальный цех. В 1916 году Общество арендовало участок площадью 2,3 тыс. м2 на Ризположенской площади под склад строительных материалов, в январе 1917 года приобрело у О.Ф. Бромлей участок на Донской улице.
На Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882) Общество представило паровую машину мощностью в 100 л.с. системы
«Компаунд». К 1896 году производились паровые машины мощностью 4—300 л.с.; системы «Компаунд» (40—1500 л.с.); тройного и четырёхкратного расширения пара (до 2000 л.с.). Значительную часть продукции составляли небольшие паровые машины (4—12 л.с.), продававшиеся в рассрочку на 2—3 года и имевшие хороший сбыт в деревне.
С 1868 года на производстве Общества изготовлялось оборудование для городских водопроводов, к 1915 году произведенное оборудование было установлено более чем 30 городах, в том числе в Москве, Томске и др.
В 1887 году Общество получило заказ на поставку металлических конструкций для трибун ипподрома Императорского московского скакового общества, на производстве Общества были изготовлены также металлические балки и арматура для строившегося в Москве Музея изящных искусств.
Общество получает крупные заказы на поставку оборудования для мастерских в связи со строительством Великой Сибирской магистрали.
В 1890-е годы Бромлеи приобрели значительную по размеру территорию в юго-восточной части современного квартала. Участок принадлежал наследникам Потомственного Почетного Гражданина Г.М. Сушкина и значился под №1001/678. Новые владельцы снесли все постройки по Калужской улице, кроме бывшего главного дома усадьбы, возвели несколько деревянных жилых домов и хозяйственных строений.
Владельцы завода планировали на этой территории расширение производственного комплекса. Однако, из-за нехватки средств этот участок долгое время не осваивался и использовался под квартиры и небольшие склады. В 1914 году владение было продано Обозным мастерским Главного Интендантского Управления. Здесь предполагалось выстроить несколько недорогих доходных дома, но эти планы не осуществились из-за условий военного времени. Вплоть до 1930-х годов застройка владения не менялась и вместе с обозным заводом в 1938 году была передана заводу «Красный Пролетарий» (бывш. Механический завод братьев Бромлей).
В 1900 году к строению, занятому токарной и сборочной мастерскими со стороны Малой Калужской улицы было пристроено двухэтажное каменное здание для конторы. Автором проекта был архитектор В. Шервуд.
В 1900-е годы механический завод приобрел еще несколько небольших владений в квартале, которые были заняты складами, небольшими мастерскими и жилыми квартирами для рабочих и служащих.
В 1910-е годы Общество механических заводов братьев Бромлей было одно из самых крупных предприятий в Москве. Они выпускали паровые машины, оборудование для металлических и лесопильных заводов, газогенераторы и др.
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, было проведено испытание ножниц для резки проволочных заграждений, сконструированных Е. Эд. Бромлеем. Обществом производились станки для рассверливания и обточки стволов, цилиндровки гранат, а также бензиновые двигатели для прожекторных станций, патронодержатели и патроны и др. На рубеже 1916—1917 годов был открыто производство автомобильных частей и двигателей.
В 1916 году по сносу деревянного усадебного дома на углу Бахметьеве кого (М. Калужского) переулка было начато строительство двухэтажного корпуса механических мастерских по проекту архитектора К.М. Вишоватого. Однако, строительство не было завершено.
В 1917 году завод был национализирован. Сначала он получил название завода № 2 Государственного объединения механических заводов (ГОМОМЕЗ). Позднее ему было присвоено название «Красный Пролетарий».
В 1926 году завод было решено реконструировать. По проекту архитектора В.Д. Кокорина был выполнен план реконструкции, в основу которого был положен огромный по масштабу двухэтажный производственный корпус. Здание было выполнено из железобетонного каркаса, состоящего из перекрытий с колоннами. Наружные стены выполнены из кирпича. Ряды колонн образовывали продольные и поперечные нефы, перекрытие световыми фонарями.
Каждый неф был занят цехом. Здание фабричного корпуса было выполнено Кокориным в стиле функционального конструктивизма.
В 1930-е годы продолжалась реконструкция завода. Был выстроен новый корпус для механосборочной мастерской и пятиэтажное здание конторы по Малой Калужской улице. Строения были железобетонные каркасные с заполнением шлакобетонным камнем. Автором проекта был архитектор С. Якин. Проект был так же выполнен в стиле функционального конструктивизма. Первый этап реконструкции завода «Красный Пролетарий» был завершен.
В 1938 году к заводу «Красный Пролетарий» был присоединен смежный обозный завод.
Обозный завод возник во владении полковника Н.Ф. Терещенко в 1879 году. А в начале XIX века во владении была усадьба Е.А. Энгельт. Хозяйка сдавала главный дом усадьбы под дачу, а флигеля усадьбы — под фабрику. Фабрика существовала достаточно долгое время и в 1845 году на ее семи станках работало 13 человек.
Полковник Н.Ф. Терещенко получал работу по заказам из казны. Он разделил территорию своего владения на две части. Северо-восточная часть была занята фабрикой, юго-западная, с главным домом и садом, была жилой. Здесь располагалась квартира владельца.
В 1879 году по проекту архитектора Э. Шмидта был выстроен каменный Г- образный фабричный корпус для механических мастерских и кузницы и одноэтажный корпус по Малой Калужской улице. Тогда же во владении появились навесы в каменных столбах.
В 1887 году во владении произошел пожар, при котором пострадали промышленные корпуса. Весь комплекс зданий был отремонтирован и надстроен третьим этажом по проекту архитектора И.Т. Владимирова.
В 1891 году И.Ф. Терещенко купил соседнее владение с северо-востока от его участка и по проекту И.Т. Владимирова выстроил на нем трехэтажный дом, где первый этаж был занят лавками, а остальные этажи — квартирами.
В 1896 году для размещения сборочных мастерских производственный корпус по Малой Калужской улице был увеличен трехэтажной пристройкой по проекту архитектора А. Владимирова.
В 1907 году, после смерти полковника И.Ф. Терещенко, его владение по завещанию перешло к Главному Интендантскому Управлению.
В 1910-е годы — новый этап строительства на территории промышленного комплекса. В это время здесь появились железобетонное одноэтажное здание кузницы, двусветный корпус токарных и слесарных мастерских, затем двухэтажный корпус колесной мастерской и сушилки. Необходимо отметить, что расширение производства было связано с условиями военного времени. В 1914- 1915 годах был снесен двухэтажный деревянный жилой дом на Донской улице и выстроен новый двухэтажный производственный корпус. Еще один двухэтажный корпус был выстроен ближе к юго-западной границе владения.
После революции обозные мастерские перешли к Главному интендантскому управлению Красной Армии.
В 1918 — 1921 гг. они значились как Московские обозные мастерские Управления военных заготовок обозного имущества при Совете военной промышленности. В 1922 году они стали 1-м Государственным обозным механическим заводом имени Рудзутака Центрального управления военных заготовок обозного имущества Главметалла ВСНХ.
В 1920-е — 1930-е годы существенных изменений в объемно-планировочной структуре промышленного корпуса не было. В 1938 году обозный завод был присоединен к заводу «Красный Пролетарий».
К этому же времени к заводу было присоединено владение, до революции принадлежавшее семье Щервуда с двухэтажным особняком, выполненном в «неорусском» стиле по проекту архитектора Н. Бутусова.
Территория комплекса «Красный Пролетарий» в 1930-е годы была так же расширена за счет небольших участков, прилегавших к Донской площади. Завод снес всю существовавшую застройку и занял местность объемами производственного назначения.
В 1940-е — 1950-е годы часть территории у завода «Красный Пролетарий» была отделена для строительства жилых домов. Так появилось несколько пятиэтажных корпусов на углу Малой Калужской и Донской улиц. В северо- западной части владения комплекса был выстроен так же жилые семиэтажный и четырехэтажный дома.
В 1970-е годы на территории завода проводилась реконструкция, при которой были построены крупные корпуса в юго-восточной части комплекса и реконструированы старые корпуса — дореволюционные и постройки 1920-х — 1930-х годов.
В настоящее время завод «Красный пролетарий» прекратил своё существование.