Наименование объекта | Доходный дом Г.Е. Бройдо, 1907 г., архитектор Н.И. Жерихов |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Москва, Плотников пер., дом 4/5 |
Вид объекта | нежилое здание |
Датировка | 1907 год |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | жилое |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | реставрационные работы не проводились |
Архитектор | Жерихов Н.И. |
Здание было построено для Г. Е. Бройдо по проекту архитектора, заметного мастера эпохи модерна, Николая Ивановича Жерихова, в 1907 году. Лепные панно по фасадам домов — излюбленный мотив зодчего, который он применял неоднократно. Однако здание в Плотниковом переулке – пожалуй, самая необычная постройка архитектора.
Фризы с десятками скульптур и эротическими сценами вызывают здесь наибольший интерес. Скульптором творения предположительно является Л. С. Синаев-Бернштейн, хотя это лишь версия. На фризах дома в Плотниковом переулке можно разглядеть великих русских писателей: Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого с музами. Считается, что это – первое прижизненное изображение Л. Н. Толстого. Главный вход в здание был увенчан каменным барельефом-маской, недавно уничтоженным.
Личность скульптора – не единственное, что волнует сегодня московских краеведов. Для чего мастер изобразил целующихся и обнимающихся классиков?
Народная молва
поговаривает, что до революции здание являлось борделем, и писатели являлись нередкими гостями заведения. Вторая версия, однако, более правдоподобна, она принадлежит известному москвоведу Сергею Романюку: Синаеву-Бернштейну заказали фриз, который предназначался для музея изящных искусств на Волхонке. Первоначально на нем было изображено шествие процессии. 50 фигур, среди которых писатели, художники и ученые из разных стран, направлялись к Аполлону, раздававшему венки славы. Однако скульптурная композиция была отвергнута заказчиком, который посчитал его излишне фривольным, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.
Это уникальное, не имеющее других аналогов в Москве, здание является объектом культурного значения, однако каменные скульптуры сегодня находятся в плачевном состоянии, часть из них осталась без лиц, многие практически полностью разрушены. И до сих пор не известно, когда, наконец, начнётся реставрация…