Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Доходный дом Г.Е. Бройдо, 1907 г., архитектор Н.И. Жерихов
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Москва, Плотников пер., дом 4/5
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1907 год
Правоустанавливающие документы -
Современное значение жилое
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор Жерихов Н.И.
Описание объекта

Здание было построено для Г. Е. Бройдо по проекту архитектора, заметного мастера эпохи модерна, Николая Ивановича Жерихова, в 1907 году. Лепные панно по фасадам домов — излюбленный мотив зодчего, который он применял неоднократно. Однако здание в Плотниковом переулке – пожалуй, самая необычная постройка архитектора.

Фризы с десятками скульптур и эротическими сценами вызывают здесь наибольший интерес. Скульптором творения предположительно является Л. С. Синаев-Бернштейн, хотя это лишь версия. На фризах дома в Плотниковом переулке можно разглядеть великих русских писателей: Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого с музами. Считается, что это – первое прижизненное изображение Л. Н. Толстого. Главный вход в здание был увенчан каменным барельефом-маской, недавно уничтоженным.

Личность скульптора – не единственное, что волнует сегодня московских краеведов. Для чего мастер изобразил целующихся и обнимающихся классиков?

Народная молва

поговаривает, что до революции здание являлось борделем, и писатели являлись нередкими гостями заведения. Вторая версия, однако, более правдоподобна, она принадлежит известному москвоведу Сергею Романюку: Синаеву-Бернштейну заказали фриз, который предназначался для музея изящных искусств на Волхонке. Первоначально на нем было изображено шествие процессии. 50 фигур, среди которых писатели, художники и ученые из разных стран, направлялись к Аполлону, раздававшему венки славы. Однако скульптурная композиция была отвергнута заказчиком, который посчитал его излишне фривольным, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.

Это уникальное, не имеющее других аналогов в Москве, здание является объектом культурного значения, однако каменные скульптуры сегодня находятся в плачевном состоянии, часть из них осталась без лиц, многие практически полностью разрушены. И до сих пор не известно, когда, наконец, начнётся реставрация…