Жилой дом купцов Горловых, 1867 г., архитектор И.П. Миронов, конец XIX в., ансамбль исторической застройки Большой Алексеевской...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Жилой дом купцов Горловых, 1867 г., архитектор И.П. Миронов, конец XIX в., ансамбль исторической застройки Большой Алексеевской улицы
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, ул. Александра Солженицына, дом 1/5
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1867 год, конец XIX века
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Миронов И.П.
Описание объекта

Согласно архивным материалам известно, что в 1814 году рассматриваемое владение принадлежало купцу Горлову. К 1816 г. оно перешло к его жене Надежде Горловой.

После произошедшего во владении пожара в 1867 г. при наследниках Горловой- московских купеческих сыновьях Григории и Николае Горловых был выполнен проект нового дома. На месте обгоревшего строения по красной линии улицы Большая Алексеевская разрешено было построить каменное жилое двухэтажное здание с проездом во двор. Со стороны двора к дому предполагалось пристроить два ризалита. Одновременно по сторонам узкого двора вплотную к ризалитам планировалось возведение двух каменных двухэтажных жилых флигелей.

Проект фасада дома был выполнен участковым архитектором Мироновым в эклектических формах с преобладанием элементов позднего классицизма.

Центр главного фасада с широкой проездной аркой и парой окон второго этажа фланкировали рустованные лопатки. Такими же лопатками были отмечены и углы фасада. По сторонам центральной части фасада по трем осям расположены оконные проемы первого и второго этажей. Нижний этаж был выделен крупным ленточным рустом; междуэтажное членение с профилированными поясками включало ряд узких филенок. Фасад завершался филенчатым фризом с

кронштейнами под профилированным карнизом. На крайних осях были помещены двустворчатые входные двери.

В 1896 г. под руководством архитектора Дмитрия Виноградова была проведена перестройка дворовых хозяйственных сооружений. Возможно в это же время изменили первоначальный облик главного дома, убрав руст с фасада его первого этажа.

К настоящему времени, в связи со сносом западной части квартала, здание закрепляет угол сохранившегося квартала, при этом западная глухая боковая стена дома и западного флигеля приобрели несвойственную им

ранее роль в фасадной застройке Таганской площади.

Кирпичная кладка стен уличного фасада оштукатурена и окрашена в охристый цвет, детали выделены белым цветом. Стены в обоих этажах гладкие. Рустом отмечены только широкие лопатки первого этажа. Левый дверной проем переделан в окно, а окно с левой стороны от дворового проезда протесано для дверного проема. Окна нижнего этажа значительно меньше верхних и, также как и они, лишены каких-либо обрамлений. Два профилированных пояса, раскрепованных на центральных и угловых лопатках, отмечают междуэтажное членение фасада. Стены завершает фриз с рядом уплощенных кронштейнов и розеток под небольшим выносом профилированного карниза.

Со стороны двора к дому примыкают флигели. Западный двухэтажный флигель и более высокий восточный флигель в два этажа с полуподвалом, включающий в себя меньшую по ширине пристройку у торцевого северного фасада.

Гладкие стены флигелей оштукатурены и окрашены в охристый цвет, поэтажное членение отмечено профилированным поясом и узким карнизом.

Судя по общему виду в первом этаже дома располагались торговые помещения, а во втором- жилые комнаты владельцев. Дворовые флигели сдавались в наем под жилые квартиры.

До настоящего времени сохранилась первоначальная планировка в пределах капитальных стен.

Часть элементов лепного декора в уровне первого этажа (горизонтальный руст, веерное оформление окон, тянутые профилированные наличники) утрачены, однако, благодаря сохранившемуся чертежу фасада дома 1867 года, они восстановимы в реставрационном режиме.

Исторические элементы декоративного оформления интерьеров не сохранились.

В отношении рассматриваемого объекта органами охраны объектов культурного наследия ранее были приняты решения об определении его историко- культурной ценности.