Станция Московского метрополитена Арбатско-Покровской линии «Киевская», 1953 г., арх. Л.В. Лилье, В.А. Литвинов, М.Ф. Марковски...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Станция Московского метрополитена Арбатско-Покровской линии «Киевская», 1953 г., арх. Л.В. Лилье, В.А. Литвинов, М.Ф. Марковский, В.М. Доброковский, арх. вестибюля: И.Г. Таранов, Г.С. Тосунов, инж.-констр.: А.Н. Пирожкова
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, пл. Киевского Вокзала
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1953 год
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Доброковский В.М., Лилье Л.В., Литвинов В.А., Марковский М.Ф.
Описание объекта

В 1937 году на площади Киевского вокзала была открыта новая станция «Киевская» (арх. Д. Н. Чечулин) 2-ой очереди строительства Московского метрополитена. Она продолжила Арбатский радиус от станции «Смоленская» (1935 г.) через метромост. При открытии станция «Киевская» имела только один, восточный, наземный вестибюль, который планировалось встроить в будущее здание универмага (не осуществлен).

Второй (западный) вестибюль станции «Киевская» должен был стать частью реконструируемого Киевского вокзала, к которому с северной стороны пристраивалось здание пригородного вокзала. Проект реконструкции Киевского вокзала и пригородного вокзала выполняла в 1938 — 1940 годах 2-ая архитектурно-проектная мастерская Моссовета (гл. архитектор Д. Н. Чечулин, арх. А. Ф. Тархов). Западный вестибюль был открыт в 1941 году, став частью цокольного этажа выстроенного пригородного вокзала.

Вход в западный вестибюль осуществлялся через большой и малый кассовые залы, пройдя через которые по подходным коридорам пассажиры спускались к аванзалу. Для выхода со станции пассажиры проходили по центральному подходному коридору и попадали в вестибюль с двумя тамбурами выхода, а также с проходом в торце к вокзалу дальнего следования. Из большого кассового зала по трем коридорам можно было попасть к пригородным поездам.

Мотив экседр, примененных в западном аванзале станции «Киевская» (расположенные на скошенных диагональных гранях помещения, в которых размещались киоски), был повторен в вестибюле, подходных коридорах, а также в переходах к пригородным поездам.

Основными материалами для облицовки стен вестибюля были: светло- коричневый Кадыковский мраморизованный известняк и керамическая плитка (положенная «в косую» и повторяющая рисунок и цвет облицовки путевых стен станции «Киевская»), Мраморную облицовку имели большой и малый кассовые залы, вестибюль,

закругленные стены боковых подходных коридоров и проход к западному аванзалу. Все стены лестничных коридоров и тамбуры были облицованы керамической плиткой. Пол малого кассового зала имел сложный рисунок, выполненный из мраморной брекчии различных цветов. Остальные полы вестибюля были изготовлены из мелкой метлахской плитки разных цветов. Рисунок пола был продуман для каждого помещения отдельно. В настоящее время фрагмент сохранившихся полов, первоначальная отделка стен и потолков уцелели в отгороженных помещениях подходных коридоров, отделенных поздней перегородкой.

В 1953 году открылась новая станция «Киевская» Арбатско- Покровского радиуса. В связи с этим старая станция «Киевская» была закрыта, а западный вестибюль подвергся реконструкции. К зданию пригородного вокзала с востока был пристроен круглый объем эскалаторного зала. Новый наземный вестибюль станции «Киевской»-радиальной находится между вокзалом дальнего следования и пригородным вокзалом. Вход в вестибюль сохранялся старый — в центре главного фасада пригородного вокзала. Кассовые залы расположились в реконструированном цокольном этаже пригородного вокзала. Заново были сооружены: аванзал, эскалаторный зал, а также служебные помещения. Реконструкция цокольного этажа и сооружение вестибюля проводились по проекту архитекторов И. Г. Таранова и Г.С. Тосунова, при участии арх. М. Корнеевой. Тамбур выхода и малый зал цокольного этажа были закрыты перегородками, к вестибюлю пристроен большой зал цокольного этажа (для этого была разобрана часть стены вестибюля), из которого был сделан проход в малый кассовый зал.

Авторы эскалаторного зала-ротонды И. Г. Таранов и Г. С. Тосунов продолжили основную линию авторов подземной станции. Они также старались сочетать классику с украинскими национальными мотивами (особенно удачны детали — решетки, лампы-чаши между колоннами и т.д.).