Наименование объекта | Станция Московского метрополитена Сокольнической (Кировско-Фрунзенской) линии «Парк культуры», 1935 г., арх. Крутиков Г.Т., Колли Н.Я., Попов В.С., Андриевский С.Г., инж.-констр. Кибардин Г.Н. |
---|---|
Тип объекта | Выявленные объекты |
Местоположение | Москва, Крымская пл. |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1935 год |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Андриевский С.Г., Колли Н.Я., Крутиков Г.Т., Попов В.С. |
«Парк культуры» — конечная станция первой очереди строительства метрополитена, ее открытие датируется 15 мая 1935 года. Проектное название станции — «Крымская», «Крымская площадь», до 1980 года станция называлась «Парк культуры им. Горького».
Станция имеет два надземных вестибюля. Северный вестибюль, расположенный в бывшем парке Института красной профессуры (парк не сохранился, его остатки принадлежат зданию Дипломатической академии МИДа), сооружен в 1935 году. Авторы проекта — архитекторы С.Г. Андриевский и Н.Я. Колли, при участии архитектора Ф. Саммера. Вестибюль решен в виде легкого паркового павильона, цилиндрической формы, окруженный колоннадой (прослеживается сходство с античной архитектурой древнего Рима, а именно храм Весты).
Южный вестибюль, расположенный на пересечении Зубовского бульвара и Комсомольского проспекта (бывшая ул. Чудовка), первоначально представлял собой прямоугольный павильон, выдержанный в классических пропорциях, с глубоким портиком. Четыре мощные колонны определяли главный фасад. В 1940-х годах, при строительстве Кольцевой ветки метро, павильон был разобран и на его месте сооружен современный.
Авторы проекта первого вестибюля, архитекторы Г. Т. Крутиков и В. С. Попов, также создали проект оформления платформенного зала станции.
Конструкция станции «Парк культуры» колонная трехпролетная, мелкого заложения. Станция имеет один перрон по центру, плоское перекрытие, опирающийся на два ряда квадратных в сечении колонн. В торцах станции, а также в центре расположены 4 мостика переходов с лестничными сходами, расходящимися в противоположные стороны. Обрамляют мостики балюстрады с фигурными балясинами.
Колонны платформенного зала облицованы желто-коричневым мраморизованным известняком «Кадыковка», украшены крупными лепными капителями оригинального рисунка, выкрашенными под бронзу. Сходные капители венчают и пилястры путевых стен. Базы колонн — из темного калужского мрамора. Путевые стены первоначально были украшены мозаичными пилястрами, отвечающими колоннам перрона, просветы стен между ними были облицованы светло-серыми шестигранными фарфоровыми плитками (похожие плитки также были применены для отделки путевых стен станций «Смоленская» и «Чистые пруды»). Пол перрона покрывал асфальт, на
полах мостиков переходов была уложена красно-коричневая метлахская плитка.
Плоский потолок станции расчленен продольными и поперечными ригелями, проходящими по осям колонн. Над всеми мостиками переходов потолок дополнительно декорирован квадратными профилированными кессонами. В некоторых описаниях говорится об оранжевом фоне кессонов. Особенностью архитектурного оформления станции стало использование разнообразной осветительной арматуры: по центру потолка шли крупные светильники с трубчатыми плафонами, по центру над мостиками переходов и над путями были установлены круглые плоские светильники, а в каждом из кессонов — по малому шарообразному светильнику.
Боковые стены лестничных сходов, а также торцевые стены станции первоначально были облицованы белым марблитом, но уже в 1948-49 гг. он был заменен на белую керамическую плитку.
В 1950-х гг. отделка путевых стен станции претерпела значительные изменения. В 1950 году цоколь путевых стен был выложен из мозаичных плит, выполненных из мраморизованного известняка «Садахло». В 1953 г. фарфоровые шестигранные плитки были заменены на белые глазурованные пирамидальные плитки, по нижнему краю вдоль цоколя выложен полоса из мрамора «Газган». В 1954 г. бетонные базы пилястр путевых стен были заменены на мраморизованный известняк «Садахло», над керамической плиткой по верхнему краю установлен профилированный карниз из мрамора «Коелга», а износившаяся мозаичная облицовка пилястр путевых стен были заменена на Тагильский мрамор.
В 1955 году в центральной части станции асфальтовое покрытие полов было заменено на гранит.
В 1964 году на станции была произведена реконструкция освещения: все светильник оригинального дизайна были заменены на люминесцентные. Это нанесло значительный ущерб восприятию интерьера станции: во-первых, светильники представляли художественную ценность; и, во-вторых, свет от люминесцентных ламп изменил восприятие общей цветовой гаммы интерьера.
В 1970 г. была произведена реставрация капителей колонн и пилястр. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. значительный объем керамической облицовки путевых стен был заменен.
В 1988 году метлахская плитка на двух мостиках перехода к южному вестибюлю была заменена на гранитное покрытие, также гранит был уложен вдоль краев платформы.