Наименование объекта | Будка центрального управления стрелками и сигналами, комплекс зданий и сооружений станции «Канатчиково», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша, А.Д. Проскуряков |
---|---|
Тип объекта | Выявленные объекты |
Местоположение | Москва, Канатчиковский пр., д. 7 |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1903-1908 года |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Померанцев А.Н. |
Рассматриваемое владение является участком Окружной железной дороги, располагается в Южном административном округе, в Донском районе, близ современного третьего транспортного кольца.
Данная местность до 1917 г. не входила в черту города, представляла собой земли, редко застроенные подмосковными селами и деревнями. Территория считалась уездной и управлялась московским уездным земством. По существу это была московская городская окраина по характеру занятий ее населения.
К северо-востоку от станции располагалась земля княгини Оболенской, к востоку — Городская земля (с 1907 г.), а к югу, за Семеновским ручьем — Канатчикова дача.
Станция Канатчиково была расположена на 32-й версте Окружной железной дороги. Станция предназначалась для перевода движения на Рязанско-Уральскую железную дорогу при помощи веток № 20 и № 21, из которых ветка № 20 соединяли Окружную железную дорогу с разъездом Коломенское, а ветка № 21 с товарной станцией Москва той же дороги.
Станция Канатчиково предназначалась для пассажирского, товарного движения, транзитных перевозок.
Станция, также как и все строения Окружной дороги, была построена по единому типовому проекту. Все они представлены в Альбоме исполнительных типовых чертежей Московской Окружной Железной дороги, 1903-1908 гг.1 Несмотря на типологическое сходство, станции имели свой неповторимый облик, оформление, выдержанные в стиле модерн.
Ансамбль железнодорожной станции Канатчиково включал в себя пассажирское здание вокзала, жилые дома, в которых располагались квартиры персонала вокзала: телеграфистов, составителей поездов, начальника станции и его помощников, пакгауз, ретираду, сторожевой дом, будку центрального управления стрелками и сигналами. Согласно данному проекту все путевые здания были возведены из камня, облицованы красным кирпичом, швы расшиты цементным раствором, местами портландским цементным раствором; крыши были покрыты черепицей, внутренние стены оштукатурены. На дымовых трубах пассажирских зданий и в жилых помещениях были устроены дефлекторы системы Феликса Венгерова. Согласно проекту интерьеры предлагалось обставить дубовой мебелью.
Здания, предназначенные для приема пассажиров, освещались по системе
инженера Кржеминского распыленным бензиновым газом, остальные пассажирские здания освещались спиртокалильными фонарями «Синумбра» или простыми керосиновыми лампами.
Со стороны железнодорожного полотна, слева и справа от здания вокзала располагались небольшие служебные помещения — пакгауз и ретирада. Здание ретирады (общественной уборной) представляло собой каменное одноэтажное сооружение, разделенное на мужскую и женскую половины с помещением ламповой.
С противоположной стороны, находилось здание для багажа — одноэтажный кирпичный пакгауз на каменном фундаменте, покрытый черепицей. Перрон освещали симметрично расположенные фонарные столбы.
Ныне здания вокзала, пакгауза и ретирады принадлежат по-прежнему Московской Окружной железной дороге. В здании жилого дома располагается государственное учреждение.
Будка центрального управления стрелками и сигналами
Рассматриваемое здание представляет собой прямоугольное в плане каменное трехэтажное строение, находящееся в отдалении от остальных построек железнодорожной станции.
Согласно альбому исполнительных чертежей Московской окружной железной дороги 1903-1908 гг., строение имело следующий вид. Небольшое по габаритам кирпичное здание было двухэтажным, перекрытое двускатной кровлей. Первый этаж отделялся от второго широким карнизом на сводах типа «Монье», служивший также основанием для металлического ограждения веранды второго этажа. Центральная часть фасадов первого этажа была оформлена широким окном в наличнике с мелкорасстеклованным заполнением. Здание опоясывали широкие тяги, углы были закреплены лопатками. Второй этаж прорезали три оконных проема с полуциркульным завершением. Подоконное пространство было облицовано метлахской плиткой. Боковые северный и южный фасады прорезали окна, над которыми располагалось декоративное панно, также оформленное метлахской плиткой.
Первоначальный объем в XX в. был значительно расширен в западной части и надстроен третьим этажом. Несмотря на значительные переделки, сохранились элементы декоративного убранства — частично заложенные оконные проемы, тяга в уровне первого этажа, карниз на сводах типа «Монье». Строение перекрыто двускатной крышей.