Наименование объекта | Жилой дом, комплекс зданий и сооружений станции «Лефортово», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша, А.Д. Проскуряков |
---|---|
Тип объекта | Выявленные объекты |
Местоположение | Москва, Уткина ул., д.37а |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1903-1908 года |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | - |
Охранный статус | выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Померанцев А.Н. |
Рассматриваемый объект — ансамбль станции «Лефортово», является участком Малого кольца Окружной московской железной дороги, расположенной на территории Восточного административного округа г. Москвы. Располагается между Измайловским парком и районом Соколиная гора. Название связано с расположением станции на территории бывшего 3-его Лефортовского земского района.
Историческое домовладение ограничивается с севера 5-й ул. Соколиной горы, с запада — жилыми кварталами, с востока — территорией Московского Электродного завода. В южной части исторической территории пути станции пересекает шоссе Энтузиастов. В настоящий момент близ станции ведется масштабное строительство Четвертого транспортного кольца.
С юга к станции подходят пути, соединяющие станцию с промзоной на западе района Перово, а также соединительная ветвь на станцию Перово Казанского направления Московской железной дороги. Следующая станция по часовой стрелке — Андроновка, против часовой стрелки — Черкизово.
Рассматриваемый ансамбль станции «Лефортово» Московской Окружной железной дороги состоит из пассажирского здания (Уткина ул., д. 37а), жилого дома (нет адреса БТИ) и здания путевых казарм (Энтузиастов шоссе, 42а).
Характерной особенностью комплекса зданий станции является его территориальная разрозненность, обусловленная различной функциональной принадлежностью. Однако при своем отдаленном положения здания являются единым комплексом, как по своей первоначальной принадлежности, так и по архитектурному оформлению.
Комплекс был выстроен в 1903-1908 гг. по типовому проекту архитектора А.Н. Померанцева, инженеров С. Карейша и Л.Д. Проскурякова. Проекты исследуемых зданий, наравне со строениями других станций, представлены в «Альбоме исполнительных типовых чертежей
Московской окружной железной дороги», вышедшем ограниченным тиражом в 1908 году.
Согласно плану станции, помимо пассажирского здания вокзала, жилого дома (типовой проект №5) и казармы в состав станции входили сарай для пожарных инструментов, мусорная яма, погреб для керосина, общественная уборная, службы при жилом доме, сторожевой дом, будки центрального управления стрелками, здание водоснабжения по системе Гантке (не сохранились).
Архитектурное оформление строений ансамбля выполнено в духе стиля модерн.
Жилой дом представляет собой кирпичное, двухэтажное, прямоугольное в плане здание, выходящее своим главным фасадом на улицу Уткина.
Фасад в шесть осей имеет преимущественно горизонтальную ориентацию. Пластическими акцентами являются два ризалита в третьей и шестой осях. В центральном ризалите располагается вход в здание, в боковом ризалите устроен эркер в уровне второго этажа, опирающийся на полукруглые кронштейны. Ризалиты завершены криволинейными аттиками, украшенными полукруглыми окнами с широкой перемычкой посередине.
Окна первого и второго этажей зданий объединены широкими белыми штукатурными полосами, между окнами располагается по одной филенке, выложенной метлахской плиткой, окрашенной в белый цвет.
Центральная часть северного фасада также выделена ризалитом с криволинейным аттиком. Оконные проемы заложены. Единственное окно второго этажа оформлено по аналогии с окнами главного фасада.
Дворовый, западный фасад также как и восточный прорезан окнами, объединенными штукатурными лопатками.
Южная стена глухая. В первом этаже располагается вход в здание, оформленный лопатками, аркой с клинчатой перемычкой и полукруглым окном.
Фрагментарно сохранились столярные оконные заполнения 1900-х гг. с мелкой расстекловкой.