Будка центрального управления стрелками и сигналами, комплекс зданий и сооружений станции «Лихоборы», 1903-1908 гг., ...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Будка центрального управления стрелками и сигналами, комплекс зданий и сооружений станции «Лихоборы», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Черепановых пр., д.19
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1903-1908 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Померанцев А.Н.
Описание объекта

Рассматриваемый объект является участком Малого кольца Окружной московской железной дороги, расположенной в Северном Административном округе г. Москвы, у границы районов Коптево и Головинский, между проездом Черепановых и Пакгаузным шоссе. Над западной горловиной станции проходит путепровод Михалковской улицы и Онежской улицы. От восточной горловины станции отходят две соединительных ветви (исторические №№ 2,2а) на главный ход Октябрьской железной дороги, пересекающей Малое кольцо МЖД в востоку от Лихобор. Также от станции на север отходит куст подъездных путей, пересекающих 2-й и 3-й Лихачевский переулки. Близ станции Лихоборы — локомотивное депо Лихоборы-Окружные, обслуживающее Малое кольцо МЖД.

В 2011 г. станция Лихоборы насчитывает 15 путей общей протяженностью около 9 км., стрелочных переводов — 88. Стрелки частично заменены и уложены на бетон. Обслуживающий персонал 40 человек. В рамках реконструкции Малого кольца МЖД и подготовки к открытию пассажирского движения по нему, намеченному на сентябрь 2015, весной 2011 на станции начата геодезическая съемка, подготовка к строительству контактной сети и третьего главного пути.

Станция Лихоборы была выстроена первой из всех станций Московской Окружной дороги по индивидуальному проекту А. Н. Померанцева на окраине города, близ Петровской земледельческой академии и усадьбы «Михалково».

Станция проектировалась как центральная на Московской окружной железной дороге. Был возведен значительный комплекс, состоявший из сооружений: пассажирского вокзала, мастерских для ремонта паровозов и вагонов (ныне — депо Лихоборы-Окружные), нефтекачки, кузницы, дома начальника участка пути и другие пристанционные сооружения. На искусственном холме была возведена 30-и метровая водосборная башня. Освещалась станция распыленным газом по системе инженера Кржеминского. Также сохранились элементы исторического озеленения — близ здания вокзала двухвековой тополь (возраст подтвержден радиоуглеродным анализом, сохранен по личному указанию начальника МЖД В. Старостенко.

В 2008 г. в честь 100-летия со дня открытия станции Лихоборы на перроне сооружена памятная стела.

Следующая остановка современного Малого кольца Окружной железной дороги по часовой стрелке — Владыкино, против

нее — Братцево.

В настоящий момент рассматриваемый ансамбль станции «Лихоборы» сохранился практически полностью. Комплекс является уникальным ансамблем железнодорожного строительства.

Будка центрального управление стрелками и сигналами

Четыре будки центрального управления стрелками и сигналами (все — САО, нет адреса БТИ) располагаются на значительном расстоянии друг от друга. Типовые сооружения имеют разную степень сохранности. Все сохранили объемно-пространственные характеристики, композицию, художественное оформление. В некоторых строениях сохранился балкон на сводах «Монье» с художественной оградой, кованые ажурные кронштейны, подзоры, оформляющие свесы кровли, деревянные выносы слег, подлинное столярное заполнение.

Небольшое по габаритам кирпичное на каменном фундаменте здание будки двухэтажное, перекрыто двускатной кровлей. Первый этаж отделялся от второго арочным карнизом. Согласно альбому исполнительных чертежей, над ним располагался балкон на сводах «Монье», служивший ранее основанием для металлического ограждения балкона второго этажа (не сохранился).

Центральная часть восточного фасада первого этажа оформлена филенкой с геометрическим орнаментом с завитками в духе стиля модерн. Филенка оформляла окно, впоследствии заложенное. По верхней части оконного проема, на уровне 2/3 этажа проходит полоса широкой гладкой тяги, углы оформлены широкими лопатками. Второй этаж глухой. В верхней половине проходит профилированная тяга, над ней поверхность стены разделена на три сегмента небольшими лопатками, пространство между ними облицовано белой метлахской плиткой.

Противоположный, восточный фасад аналогичен западному. В отличие от него второй этаж прорезан тремя окнами. Центральное окно заложено полностью, боковые наполовину. Окна украшает арочный наличник, подоконное пространство — три наборных панно.

Торцевые, северный и южный фасады в первом этаже не имеют оконных проемов. В первом этаже северного фасада располагается вход в здание. Во втором этаже по обеим сторонам находятся большие арочные окна частично заложенные. От окон до уровня конька поверхность заполнена окрашенной белой метлахской плиткой. Углы также оформлены лопатками. Крыша здания перекрыта железом