Наименование объекта | Церковь Михаила Архангела, 1748-1771 гг. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Балашихинский район, с. Никольское (Никольское-Архангельское) (современный адрес: городской округ Балашиха, г. Балашиха, микрорайон Салтыковка, ул. Черная дорога, д.16а) |
Вид объекта | церковь |
Датировка | 1748-1771 гг. |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | объект культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | после реставрации, действующая |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Церковь Архангела Михаила построена по заказу Александра Владимировича Долгорукова в его вотчине, между 1748 и 1771 годами, на месте деревянного храма. Здание двухэтажное. В подклете помещается теплая Никольская церковь, освященная в 1773 году, в верхнем храме, бывшем холодным — Архангельская, которая в 1773 году еще не была готова к освящению.
Первоначально церковь имела открытую паперть «вокруг всего церковного здания», разобранную «за ветхостью» в 1789 году. После этого возобновленная церковь Архангела Михаила была освящена 7 сентября 1791 года.
Церковь: Выдающийся памятник стиля барокко, совмещающий в своих художественных формах принципы «нарышкинской» архитектуры с элементами западно-европейского барокко, воспроизводит московские образцы первой трети XVIII века. Имея в виду утрату последних, может считаться уникальным.
Перестройки и утраты: В конце XVIII века разобраны открытые наружные боковые галереи на столбах, включавшие два придела. Боковые порталы верхней церкви переделаны в окна. Западный участок галереи превращен в закрытое помещение, над ним надстроен из дерева второй ярус, превращенный в остекленную паперть. Покрыты и остеклены наружные лестницы. В связи с этим частично заложены проемы 2-го яруса колокольни.
Реставрационные работы: (По состоянию на 1978 год!) Реставрационные работы не проводились. В 1974 году поновлена живопись в верхней и нижней церкви, расписана вновь паперть.
Описание памятника: Церковь Архангела Михаила стоит на юго-восточной окраине села, на небольшом пригорке посреди обширной равнины.
Церковь сооружена из кирпича, внутри и снаружи оштукатурена. Храм выстроен по трехчастной схеме, имеет два этажа. Объемная композиция верхней церкви представляет собой распространенный в архитектуре третьей четверти XVIII века тип «восьмерика на четверике». К четверику с востока примыкает полукруглая апсида, с запада — бесстолпная трапезная. Продольную композицию на западе довершает скромная трехъярусная колокольня. Вертикальной доминантой в композиции памятника является сама церковь. Маловыразительная, невысокая колокольня играет второстепенную роль. В этом сказалась традиция московской архитектуры первой четверти XVIII века, когда храму, по отношению к колокольне, придавалось главенствующее композиционное значение.
Четверик нижней церкви, перекрытый полулотковым сводом, соединяется с трапезной тремя арочными проемами. Небольшое помещение трапезной перекрыто коробовым сводом.
В верхнюю церковь ведут две лестницы с белокаменными ступенями, расположенные с южной и северной сторон колокольни. Некогда открытые лестницы и паперть, помещенная между трапезной и колокольней, были впоследствии застеклены и перекрыты деревянными балками с тесовой подшивкой. На паперти потолок с переломами, в разрезе трапециевидной формы. Три проема, ведущие из паперти в трапезную имеют белокаменные трапециевидные перемычки, характерные для московской культовой и гражданской архитектуры начала XVIII века.
Трапезная перекрыта полулотковым сводом. Двухсветный четверик храма переходит в восьмерик при помощи тромпов, образованных четвертями сомкнутого свода. Завершается объемная композиция церкви световым восьмигранным барабаном, открытым во внутреннее пространство храма.
Декор фасадов церкви соединяет в себе элементы архитектуры «нарышкинского» барокко и того варианта западно-европейского, который распространился в памятниках Москвы первой четверти XVIII века. Наличники окон в этом отношении особенно характерны. Интересной особенностью декора церкви являются полукруглые тимпаны, украшающие четверик храма и завершающие грани восьмерика. Широко распространенный в
московском зодчестве петровской эпохи, этот архитектурный элемент во второй половине XVIII столетия является архаизмом. Мелкопрофилированный карниз, пилястры, украшенные под капителями лепными головками херувимов, отличаются высоким мастерством исполнения. Следует также отметить тонкую прорисовку кованого ажурного креста, венчающего главу церкви, и прорезных металлических гребней над тимпанами восьмерика.
В целом, несмотря на довольно сильно выраженный архаизм в декоре храма, церковь Архангела Михаила, по декоративному убранству фасадов принадлежит к одному из самых качественных и оригинальных памятников Подмосковья третьей четверти XVIII века.
Первоначально внутреннее убранство верхнего храма хорошо сохранилось до наших дней. Главным своеобразием интерьера является украшение стен и сводов оригинальной лепниной, выполненной в стиле барокко. Лепной декор представляет собой геометризованный растительный орнамент затейливых очертаний с включенными в его симметричные композиции головками херувимов.
Орнамент, представляющий собой сильно стилизованные растительные формы, выполнен рельефом одной высоты и наложен на стены и своды. Самостоятельные рельефные композиции чередуются с картушами, заполненными масляной живописью второй половины XIX века. В характере рисунка и объемной структуры рельефов обнаруживается работа различных мастеров, причем большая часть декора выполнена в архаизирующей манере, восходящей к петровской эпохе.
Деревянный пятиярусный иконостас верхней церкви исполнен в последней четверти XVIII века в стиле барокко. Иконостас выкрашен в светло-серый цвет. На этом фоне четко выделяются резные позолоченные детали. Иконостас имеет довольно сложную композицию. Четыре нижних яруса занимают всю ширину храма и имеют четыре ризалита. Пятый ярус трехчастный с двумя ризалитами, завершенными волютами, венчается деревянным распятием.
Архитектуре иконостаса присущи изящество и легкость, которые придают ему некоторый рокайльный привкус. Ряд икон верхнего яруса относится к XVIII веку.
Иконостас нижней церкви датируется, судя по стилистическим признакам, второй половиной XIX столетия. Он выполнен в эклектических чертах, сочетающих элементы позднего классицизма и псевдорусского направления. Масляная живопись на сводах нижнего храма, помещенная в лепных картумах, относится к концу XIX века, была поновлена в 1974 году. Роспись в церкви, трапезной и притворе изображает сцены из жития святого Николая, которому посвящен престол нижнего храма.
Масляная живопись верхней церкви конца XIX века также была обновлена в 1974 году. В куполе барабана изображен Христос-Вседержитель, на лотках свода восьмерика — архангелы. На западной стене четверика, в картушах, написаны две большие композиции: «Жертвоприношение Авраама» и «Лестница Иоанна», а также фигура архангела Михаила, во имя которого освящен главный престол церкви.
В апсиде западная стена занята тремя композициями: «Христос с апостолами», «Жены-мироносицы у гроба Господня», и «Христос и Мария Магдалина». В конце свода изображен Саваоф. Под ним располагаются композиции «Моление о чаше» и «Несение креста».
Свод трапезной занимают композиции на евангельские сюжеты — и по одной на каждом лотке. На восточном лотке изображена «Нагорная проповедь», на западном — «Явление Христа народу» (повторяющая знаменитую картину А. Иванова), на южном — «Воскрешение дочери Иаира», на северном — «Исцеление слепорожденного». Ниже на стенах трапезной изображены архангелы, обрамленные круглыми медальонами.
Любопытна живопись притвора, выполненная в 1974 году в манере, подражающей А. Рублеву. Большие композиции представляют пять сюжетов Нового Завета: «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим» и «Тайная вечеря».