Наименование объекта | Церковь Иоанна Богослова, 1758 г., Ансамбль Кремля, ХVI в. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Коломенский район, г. Коломна |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1758 г. |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. №389; Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия |
Техническое состояние | Проводились реставрационные работы |
Архитектор | - |
ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА с высокой колокольней (пл. Двух Революций,, 1) служит историческим и композиционным центром ампирного ансамбля торговых рядов, сформировавшегося к 1866 г. Храм, сложенный из кирпича в 1733—1758 гг., и стоявшая отдельно колокольня 1768 г. в первой половине XIX в. были постепенно перестроены, начиная с трапезной, которая сооружена в новых габаритах во второй половине 1800-х гг. С 1829 по 1835 г. изменялась архитектура храма, в 1846 г. переложен алтарь. Существующая колокольня, 1826 — 1846 гг., возведена по проекту, который предусматривал создание вокруг церкви каре торговых помещений. Однако лавки полностью были выстроены лишь в 1865 г. по новому проекту И. А. Дагаева; заново перестроены М.И. Бондаревым в 1960-х гг. с сохранением общего характера прежних фасадов.
От церковного здания XVIII в. остался двусветный четверик бесстолпного одноглавого храма, перекрытый сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана. Храм и смежная с ним четырехстолпная трапезная богато обработаны в стиле зрелого классицизма, в деталях
широко применен белый камень. Особенно нарядна апсида в венце колонн тосканского ордера. Капители колонн с акантовыми листьями — своеобразная местная композиция, повторенная в портиках церкви и в ряде других построек города. Высокая, стройная, увенчанная шпилем колокольня на оси архитектурного комплекса организует центральную городскую площадь, играет существенную роль в панораме старой Коломны. Ее архитектура отличается зрелостью классических форм и тщательной детальной проработкой. Легко устремленные ввысь пять ярусов колокольни украшены многочисленными, преимущественно ионическими колоннами, вазами, изящной лепкой архивольтов и фризов.
Внешняя обработка лавок с чертами позднего ампира — по-деловому скупа и единообразна. Четыре корпуса, симметричные относительно планировочных осей комплекса, зрительно объединяет мотив плоской аркады.
Внутренняя отделка зданий новая. Только в храме, на стенах и своде есть остатки потемневшей, неоднократно поновлявшейся живописи конца XIX в.; пол из метлахских плиток.