Наименование объекта | Церковь Николы Посадского, ХVI в. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Коломенский район, г. Коломна |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1716 г. |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия |
Техническое состояние | Проводились реставрационные работы |
Архитектор | - |
ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНСКАЯ НА ПОСАДЕ, известная под именем НИКОЛЫ ПОСАДСКОГО (Посадская ул., 18), выстроена из кирпича в 1716 г. на средства прихожан. В конце 1790-х гг. ее облик был существенно изменен: переделан на прямоугольный алтарь, увеличены окна, устроена металлическая кровля «колпаком», оштукатуренные фасады обезличены. Проведенные В. В. Кавельмахером в 1970-х гг. исследование и реставрация памятника позволили почти полностью восстановить его прежние художественные формы.
Сложная асимметричная объемно-пространственная композиция здания, поставленного на высоком подклете, следует традициям XVII в. Ее основу составляет бесстолпный двусветный четверик летнего храма, увенчанный пирамидой кокошников и миниатюрным пятиглавием, стоящими на сомкнутом своде с отверстием для светового барабана. К храму примыкают пониженные объемы трех слабо развитых апсид, трапезной и одноглавого теплого северного придела с собственной трапезной. Все помещения сводчатые, над хозяйственным подклетом — деревянный накат. В четверике храма выведено основание обнаруженной исследованием алтарной
преграды, отделявшей восточную треть помещения. Такой прием устройства алтаря в пределах основного объема, исключительный и в XVII в., для петровского времени уникален, что делает его специфической, чрезвычайно интересной особенностью памятника. Фасады украшают наличники двух типов с килевидным очельем и перспективные резные порталы с белокаменными колонками «штучного набора». Декоративность архитектуры усилена полихромной раскраской деталей, устройством тесовых кровель и золоченой центральной главы, выделяющейся на фоне муравленой черепицы покрытий малых барабанов. Живописные качества постройки снижены утратой западной паперти, крылец и входившей в ансамбль стройной, современной церкви шатровой колокольни, стоявшей напротив ее западного фасада. От колокольни осталось лишь основание с арочным проходом, внутристенной лестницей и изразцовым декором на обращенных к улице углах.
Помещения церкви, слабо связанные между собой, носят камерный характер. Стены храма побелены по обмазке, на своде сохранились фрагменты декоративной росписи первой половины XIX в., выполненной в технике «гризайль».