Наименование объекта | Спасская церковь, 1769 г. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, г. Лобня, ул.Киово, д. 25а |
Вид объекта | no |
Датировка | 1769 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Церковь Спаса Нерукотворного в усадьбе Воронцовых была построена по заказу И.И. Воронцова в 1769 году. Нижний храм был освящён в память Константина и Елены. Паперть с лестницей на второй этаж и южный придел пристроены в 1900 году. Тогда же переделаны своды в нижнем ярусе притвора, где, вероятно, до тех пор находилась лестница. К 1900 г. относится также пол во втором этаже церкви и балкон. Настенные росписи, возможно, относятся к ХIХ в.
Перестройки и утраты: Многие первоначальные проёмы заложены. Почти полностью забелены настенные росписи. Во втором этаже храма устроен потолок под сводом. Полы частично разрушены. Не сохранились иконостасы и церковная утварь.
Описание памятника: Церковь расположена в восточной части усадьбы, недалеко от берега пруда, которому обращён южный фасад. Вертикали храма и колокольни являются архитектурными доминантами в панораме усадебного комплекса.
Кирпичная оштукатуренная двухэтажная церковь построена в стиле барокко. Трёхчастная продольно-осевая композиция здания складывается из храма типа «восьмерик на четверике» с прямоугольной апсидой, небольшой квадратной в плане трапезной с притвором и трёхъярусной колокольни с закрытой папертью на западе. Стройная объёмная композиция обладает двумя вертикальными акцентами — храмом и колокольней. Симметрия продольной композиции нарушается южным прямоугольным в плане приделом, заслоняющим первый этаж храма, апсиды и трапезной. Четверик храма имеет поперечную ориентацию. Широкий восьмерик несёт световой четырёхгранный барабан с маковичной главкой и простым крестом. Апсида и трапезная с притвором равны по высоте, ниже четверика храма, имеют скруглённые углы. Ярусы колокольни — квадратные в плане, в третьем ярусе углы слегка скошены. Завершается колокольня глухим четырёхгранным со срезанными углами барабаном, увенчанным шпилеобразной главкой с крестом.
Фасады четверика храма строго симметричны, в три оси. Проёмы первого этажа (открытые лишь на северном фасаде) имеют лучковые перемычки. В центре расположен вход, по бокам – окна. Проёмы обрамлены рамочными наличниками с ушами и клинчатыми замками. Углы первого этажа обработаны рустованными пилястрами, между которыми выпущены скруглённые углы. Междуэтажный карниз дробно профилирован, сильно раскрепован на углах. Фасады четверика во втором этаже имеют двусветную композицию. Крупные арочные проёмы первого света (центральный на северном фасаде – дверной, выходит на балкон) оформлены крупными арочными наличниками с ушами. Овальные «лежачие» окна второго света обрамлены рамочными наличниками. На месте замковых камней всех проёмов второго этажа помещены лепные херувимы, обладающие выразительной индивидуальной характеристикой. Угловые пилястры, между которыми выпущены скругления, имеют красиво прорисованные ионические капители с гирляндами. Фасады четверика завершены треугольными фронтонами с лепными композициями «Всевидящего ока» в тимпанах.
Грани восьмерика прорезаны арочными окнами с рамочными
наличниками и ушами. Замковый камень каждого проёма трактован в виде лепного картуша. Под подоконниками помещены прямоугольные «накладные доски». Угловые пилястры украшены нарядными коринфскими капителями. Энергично раскрепованный на углах карниз мелко профилирован. Барабан с прямоугольными окнами, обрамлёнными рамочными наличниками, на углах акцентирован волютами. Апсида, имеющая на каждой стороне по одному окну в первом и втором этажах, повторяет декор храма. Нижние окна с лучковыми перемычками и верхние арочные окна обрамлены рамочными наличниками с ушами, на углах расположены аналогичные пилястры.
Фасады трапезной в две оси окон отделены от притворов в одну ось окон широкой рустованной пилястрой на первом этаже и сдвоенными пилястрами ионического ордера на втором. Характер пилястр, карнизов, форма и декор окон повторяют фасады четверика храма (только без лепных херувимов во втором этаже).
Каждый ярус колокольни прорезан крупными арочными проёмами. В первом ярусе углы обработаны рустованными пилястрами. Во втором ярусе пилястры украшены филёнками, в третьем использованы пилястры коринфского ордера. Углы третьего яруса декорированы волютообразными пилястрами. Мелко профилированные карнизы ярусов сильно раскрепованы на углах. Паперть и южный придел имитируют декор первоначальных объёмов. Фасад придела делится рустованными пилястрами на три неравных части с двумя, тремя и одним окном. Проёмы имеют лучковые перемычки, оформлены рамочными наличниками с ушами и клинчатыми замками.
В нижнем этаже храм, перекрытый сомкнутым сводом, тремя арочными проёмами соединяется с апсидой, завершённой трехлотковым сводом. Широкий коробовый проём открывается из храма в нижний придел, перекрытый лотковым сводом. В апсиде придела – сомкнутый свод. Бесстолпная трапезная перекрыта коробовым сводом, в притворе – своды Монье. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом. На втором этаже четверик храма переходит при помощи тромпов в восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом с отверстием для барабана. Три арочных проёма ведут в апсиду, перекрытую тремя лотками. Трапезная перекрыта полулотковым сводом, притвор – коробовым. В западной паперти расположена бетонная лестница с металлическими ажурными перилами.
Стены побелены. Настенная живопись фрагментарно расчищена в храме второго этажа: круглые медальоны с поясными изображениями святых, расположенные между окнами первого и второго света. На первом этаже пол выстлан белокаменными квадратными плитами. Во втором – пол цементный, из двуцветных квадратов; солея – белокаменная.
Яркий памятник культовой архитектуры в стиле позднего барокко на территории Подмосковья. Принадлежит к интересному и не очень многочисленному кругу церквей Москвы и Подмосковья, некоторые из них связаны с архитектором К.И. Бланком (церковь Николы в Звонарях в Москве, Спасская церковь в селе Вороново). По объёмной структуре и декору памятник особенно близок несохранившейся Успенской церкви в селе Свитино.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1987 г./