Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Петра и Павла, конец ХVIII века усадьбы «Петровское»
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Люберецкий район, село Петровское
Вид объекта Церковь
Датировка 1805 год
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры федерального значения
Техническое состояние реставрационные работы проведены в период 1990-2002 гг.
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Село Петровское известно с XVII века, когда оно принадлежало дворцовому ведомству. Во второй половине XVII века Петровское пожаловано отцу первой жены царя Алексея Михайловича, боярину И.М. Милославскому. По-видимому, на его средства между 1680 и 1691 годами в селе строится кирпичная церковь Петра и Павла. В 1691 году, очевидно, в связи с опалой Милославских село перешло к родственникам Петра I, Нарышкиным, владевшими им до 1785 года. С 1805 по 1812 годы Петровское принадлежит Г.А. Демидову, впоследствии Шелапутину (1837-1852 гг.), потом князю Л.Л. Чернышеву (1852-1890 гг.) и князю Барятинскому (1890-1917 гг.).

Двор вотчинника известен в Петровском с 1704.; согласно обычаю XVII века он, по-видимому, находился вблизи церкви. Обширный усадебный комплекс стиля классицизма возникший во второй половине XVIII века и частично сохранившийся до нашего времени, надо полагать развился на новом месте, к западу от прежней усадьбы.

В конце XVIII века здесь был выстроен дом, службы, разбит пейзажный парк с ситемой террасовых прудов и партером перед домом, с дубовой подъездной аллеей. В 1805 году на прежней усадебной территорией поставлена вторая Петропавловская церковь. При этом прежняя Петропавловская церковь переименована в Никольскую.

В настоящее время в состав комплекса усадьбы Петровское входят: Никольская церковь, конца XVII века; Петропавловская церковь, 1805 года; перестроенный Главный дом конца XVIII века; остатки парка.

     Церковь: Церковь Петра и Павла в усадьбе Петровское возведена на средства Г.А. Демидова в 1805 году. В 1859 году новые владельцы усадьбы Чернышевым устроили под церковью родовую усыпальницу. Во второй половине XIX века, судя по архитектурно-стилистическим признакам, перестраивался верхний ярус колокольни.

В 1904-1905 годах в связи с столетним юбилеем церкви, здание было капитально отремонтировано.

     Перестройки, утраты: (Описание дано до реставрации объекта, дата обследования сотрудниками Минкультуры 1980 год!) Восточное окно апсиды и северо-западная ниша трапезной превращены в двери. Изменен характер дверных проемов храма. Заложены проемы первого яруса колокольни. Утрачена лестница, ведущая на яруса звона. В интерьере храма сделано плоское межэтажное перекрытие, которое поддерживается центральным кирпичным столбом. Проемы, соединяющие храм, апсиду и трапезную заколочены досками. Убранство интерьера утрачено. В усыпальницу заложены окна, возведены дополнительные кирпичные стены. С южного фасада сделано новое кирпичное крыльцо. Белокаменные и лепные декоративные детали памятника сильно попорчены.

     Реставрационные работы: Проводились в период с 1990 по 2002 года.

     Описание памятника: (Описание дано до реставрации объекта, дата обследования сотрудниками Минкультуры 1980 год!) Петропавловская церковь расположена в северо-восточной части усадьбы.

Здание кирпичное на белокаменном цоколе и с белокаменными деталями декора, снаружи покрыто цементной штукатуркой со следами желтой покраски. Церковь возведена в стиле зрелого классицизма. По своему архитектурному типу и по разработке деталей она принадлежит к памятникам казаковской школы. Здание имеет продольно-осевую композицию и состоит из двусветной ротонды храма, пониженной ротондальной

апсиды, квадратной со скошенными углами трапезной и трехъярусной колокольни. Ротонда храма увенчана круглым декоративным барабаном, сложенным из белого камня. Первый ярус ротонды с севера и юга усложнен ризалитами с приставными портиками, через которые осуществлялся вход в храм. По высоте апсида и трапезная равны между собой и достигают уровня первого яруса ротонды храма. Высокая стройная колокольня возведена на гранитном цоколе и представляет собой три уменьшающихся кверху четверика, прорезанных узкими арочными проемами. Увенчана небольшим круглым барабаном с главой. Два нижних яруса колокольни по пропорциям примерно равны между собой, третий — полностью перестроенный во второй половине XIX века — значительно меньше.

    Фасадное убранство памятника при характерной для классицизма строгости обладает нарядными и разнообразными декоративными формами с хорошей проработкой отдельных элементов. Боковые портики из четырех белокаменных трехчетвертных колонн коринфского ордера завершены фронтонами. Их белокаменные профили дополняют модульоны. Аналогичными полуколоннами украшены нижние ярусы колокольни, а также импосты тройных прямоугольных окон в центре боковых фасадов трапезной. Использование белокаменных, с нарядными лепными капителями полуколонн в убранстве различных частей зданий, подчеркивает стилевое единство сооружения. Над дверными проемами в центре боковых фасадов храма помещены большие полуциркульные ниши. Интерколумнии портиков заполнены высокими ложными арочными окнами, над которыми расположены круглые медальоны. Мотив ложного окна с медальоном повторен на скошенных углах трапезной. Ротонда храма и апсида освещаются прямоугольными без наличников окнами, над которыми находятся крупные филенки. Под нижними окнами храма и апсиды, имеющими удлиненные пропорции, устроены ниши, облицованные белым камнем. Окна второго света ниже и шире нижних. Перемычки арок звона колокольни, а также некоторых окон, выполнены из белого камня. Углы верхнего яруса колокольни закреплены крупными белокаменными волютами упрощенной формы. Убранство здания дополняют развитые белокаменные карнизы, обладающие тонкими, несколько измельченным рисунком.

    В интерьере храм и апсида перекрыты полусферическими куполами. Трапезная перекрыта высоким восьдольным сомкнутым сводом, узкие диагональные грани которого отвечают ее скошенным углами. Над проемами трапезной устроены распалубки. Первый ярус колокольни перекрыт крестовым сводом, в остальных ярусах перекрытия плоские. Полы в церкви выложены лещадными плитами. Окна в храме обрамлены профилированными штукатурными наличниками. В трапезной в основании свода проходит скромный тянутый карниз. В ротонде храма сохранились фрагменты потемневшей масляной живописи. 

    Под церковью устроена родовая усыпальница князей Чернышевых. Вход в нее расположен под южной стеной трапезной. Погребальная камера — просторное круглое помещение, в которое с запада ведет длинный коридор, находится непосредственно под храмовой частью здания. Стены усыпальницы облицованы блоками белого камня. Полы лещадные. Перекрытие погребальной камеры — пологий с распалубками над окнами купол, в коридоре — коробовый с распалубками свод, выложенные из кирпича.

    Рядом с церковью сохранились остатки каменной с металлическими пешетками ограды.