Наименование объекта | Никольский собор, 1681 г., Ансамбль Зарайского кремля |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Зарайский район, г. Зарайск, Музейная ул. |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1681 г. |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | Объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Историческое ядро комплекса, Никольский собор выстроен из кирпича по указу 1681 г. царя Федора Алексеевича вместо каменного храма 1528 г. “У строения” находился назначенный из Приказа Большого дворца Петр Любавский. Дальнейшие ремонты изменили характер покрытия здания, были увеличены окна, устроены хоры и наружные тамбуры. Часть пристроек разобрана в XIX — начале XX в. В основном художественные формы памятника восстановлены в 1959 — 1961 гг. под руководством Г. П. Белова.
Архитектура собора представляет синтез композиционных приемов XV — XVI вв. с конструкциями и декором своего времени. Бесстолпный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью луковичными главами. Фасады, расчлененные лопатками на три прясла, завершаются ложными закомарами, отрезанными карнизом от поля стены. Четырехскатная кровля над средней частью четверика сочетается с позакомарным покрытием. Входы
в собор обработаны перспективными порталами, из которых белокаменный северный покрыт богатой резьбой, в 1910-х гг. еще хранившей следы раскраски. Общая сдержанность и характер детального наружного убранства сближают памятник с современным ему Успенским собором в Коломне. На главах — прорезные кресты XVII в.
Стены и своды внутри храма покрыты масляной живописью, представляющей позднюю запись первоначальной, время возникновения которой не установлено. Стенопись уже существовала в XVIII в., сведения о ее возобновлении относятся к 1760 и 1849 гг. Последнее поновление сделано в 1913 г. Великолепный барочный иконостас второй половины XVIII в. сохранился в остатках. Его сложная резьба с мотивами рокайля и круглая скульптура утрачены. Иконы переданы в местный краеведческий музей. Пол в соборе из чугунных, в алтаре из лещадных плит. Имеются железные кованые двери, покрывавшая их роспись XVIII в. отсутствует.