Наименование объекта | Церковь Михаила Архангела, 1715 г. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Каширский район, с. Злобино |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1715 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы не проводились |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Церковь Михаила Архангела выстроена в 1715 г. на средства вотчинника стольника Иова Ивановича Писарева, при содействии архимандрида Тихона-настоятеля Спасского Ярославского Монастыря.
Перестройки и утраты: На здании церкви отсутствуют кровли. Разрушено завершение придела. Из-за отсутствия покрытия во многих местах разрушены карнизы и кирпичная кладка верха стен.
Описание памятника: Монументальное, с активными вертикальными элементами, здание церкви расположено на небольшой возвышенности, среди ровного открытого ландшафта. Старинное село, раскинувшееся по берегам неглубокого оврага с прудом и земляной дамбой плотины, находится в 1 км. от церкви.
Кирпичное здание церкви, украшенное богатым белокаменным декором, выстроено в стиле московского барокко. Характерна двуцветность фасадов церкви. Наряду с этим, в архитектуре церкви встречаются такие приемы и формы, получившие распространение, в искусстве русского барокко первой половины XVIII в. В основу объемной структуры здания заложен распространенный тип бестольного посадского храма. Аспида, собственно храм, представляет собой мощный, слегка вытянутый в поперечном направлении, двухсветный четверик, перекрытый лотковым сводом с восьмигранным отверстием в центре, которое раскрывает внутреннее пространство глухого барабана. Пространство собственно храма соединено тремя арочными проемами с алтарем, размещенным в одной обширной аспиде. Конфигурация аспиды прямоугольник с полукруглой центральной частью — одно из самых ранних подобного рода решений, использованных в архитектуре ХVIII в. Аспида перекрыта системой сводов, состоящей из конхи над полукруглой частью и полусомкнутого свода над основной частью.
Квадратная в плане трапезная соединена с собственно храмом нешироким центральным арочным проемом. По сторонам проема в западной стене трапезной устроены арочные ниши, в которых размерены окна в собственно храм. Трапезная перекрыта полулотковым сводом. В северной её части устроен придел, имеющий вид крохотного бесстолпного храмика. Двухсветный четверичек выведен за приделы кровли трапезной. Северная стена четверичка придела совпадает со стеной трапезной, а остальные стены в интерьере заменены арочными проёмами, опирающимися на два угловых столба.
Нижний ярус трехъярусной колокольни решен по типу крыльца перед западным входом в церковь. Верхние ярусы колокольни опираются на два мощных столба и западную стену
трапезной /в ней сделана лестница на колокольню/, между которыми переброшены арки и возведен крестовый свод.
Объемная композиция и силуэт храма построены на контрасте низкого единого основания храма с вертикалями церкви и колокольни. В единое основание церкви включены первые ярусы всех её элементов, которые имеют одну высоту, общие членения /трёхчастный карниз-антаблемент/и единое декоративное убранство /угловые лопатки и пышные наличники-рамы с фигурными белокаменными навершиями/.
Композиция основного объема храма, состоит из монолитного четверика с развитым декоративным завершением , имеющим вид широкого трёхчастного карниза-антаблемента, фриз которого украшен пилястрами и поясом кокошников. Над фигурным покрытием четверика сооружено развитое венчание: двухъярусный восьмигранный барабан с главой яблоком и крестом. Грани барабана украшены нишами-рамами, рёбра отмечены белокаменными колонками на фигурных кронштейнах, каждый ярус барабана завершен трёхчастным карнизом-антаблементом.
Несмотря на симметрию плана церкви и симметрию фасадов большинства частей здания, южный и северный фасады четверика имеют некоторые различия. На северном фасаде отсутствует одно окно первого яруса, что нарушает симметрию фасада, центр которого, как и центр фасада южного, выделен монументальным порталом с профилированным архивольтом арки входа, боковыми пилястрами, карнизом и фигурным навершием, повторяющем в увеличенном размере навершия оконных наличников. Симметрия главных фасадов четверика во втором ярусе поддержана размещением парных окон с наличниками. Сочетание трёхосевого членения в первом ярусе четверика с двухосевым членением второго яруса закладывает в композицию фасада ярусную основу, развитую в венчании четверика.
Трехъярусная колокольня состоит из первого яруса-крыльца, второго яруса — глухого четверика и восьмерика звона, прорезанного высокими арками. Над арками помещено завершение: трехчастный карниз — антамблимент, в широкий фриз которого вставлены круглые окна резонаторов. Восьмерик перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом, покрытым фигурной кровлей /сохранилась только обрешётка/. Колокольня увенчана барабанчиком с узкими щелевидными окнами резонаторов, главкой, яблоком и крестом с цепями. В окнах апсиды и второго света четверика сохранились металлические решётки с фигурным рапортом. Церковь сложена тщательно выполненной вестовой кладкой с затиркой швов.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в июне 1984 г./