Наименование объекта | Церковь Николая Чудотворца, 1680 г., 1898 г. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Одинцовский район, село Сидоровское (Голицыно) |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1680 год, 1898 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Первая деревянная церковь в вотчине князя Ф.Ф. Волконского в селе Сидоровском на речке Вяземке была построена в 1648 году. В 1665 году вотчина перешла его вдове, по второму браку Щербатовой, а затем ее сыну — князю А.Д. Щербатову. При нем в 1680 году выстроена существующая Никольская каменная церковь. Первоначальный храм был построен «кораблем», с соединением объемов по продольной оси, без приделов. B 1711 году усадьбой владели братья Ф.А. и И.А. Щербатовы, с 1756 по 1782 годы — Н.И. Щербатов.
B XIX веке в алтаре главного храма было два престола: главный Никольский и Боголюбский. Новый Боголюбский и еще один приделы, а также боковые пристройки к колокольне возведены в 1898 году. Тогда же был перестроен верх колокольни, изменен свод трапезной, расширены окна четверика и центральный проем апсиды. Окна боковых полукружий апсиды были заложены, а вместо них пробиты новые — в боковых стенах алтаря. В церкви в начале ХХ века были полы из подольского мрамора, отапливалась лишь трапезная духовой печью. Стены древней части здания к этому времени дали трещины и были укреплены металлическими рельсами. Церковная территория была обнесена поздней кирпичной оградой с металлическими решётками. На территории находились каменные сторожка и сарай. В 1960 году на памятнике сохранялись ещё главы с крестами и крыльцо с колоннами перед главным входом.
Перестройки и утраты: Здание имеет много утрат и сильно перестроено. Весь храм обстроен разнообразными заводскими помещениями. Утрачено: главы и кресты, убранство интерьера, лестница на звон. Сильно разрушены карнизы. Сделано много новых проемов. Четверик разделён перекрытиями на два этажа. В помещениях сделаны новые бетонные полы.
Описание памятника: Церковь расположена напротив старой сельской улицы, протянувшейся вдоль противоположного берега река Вяземки. Храм стоит на пригорке, над рекой, окруженный деревьями погоста и поздней, частично каменной, оградой. К селу здание обращено западным фасадом. Памятник хорошо просматривается издали. Даже теперь, когда церковная территория загромождена, нижняя часть здания скрыта за пристройками, а главы утрачены, завершение храма эффектно выглядит на фоне старых лип. Памятник характерен для вотчинных культовых построек конца ХVII века. Декорация приделов грубо подражает первоначальным формам.
В основе группировки объемов здания лежит первоначальная продольно-осевая композиция. К небольшому пятиглавому двусветному четверику заподлицо боковым стенам примыкает с востока сильно выдвинутая трехчастная апсида; а с запада — квадратная в плане трапезная. К последней примыкает двухъярусная шатровая невысокая колокольня. Первоначальные фасады трапезной и основания колокольни скрыты за пристройками. Четверик завершён четырёхскатной кровлей. Широко расставлены небольшие круглые глухие барабаны пятиглавия. С боковых сторон к трапезной примыкают прямоугольные объёмы поздних приделов, гранёные алтари которых охватывают западную часть четверика. Фасады приделов завершены ломанными щипцами, на них установлены круглые барабаны. К квадратному в плане основанию колокольни примыкают боковые каморы. Поздний приземистый восьмерик яруса звона завершён кирпичным шатром, прорезанным одним ярусом
слухов и увенчанным металлическим барабаном с луковичной главой и поздним ажурным крестом. Лицевая кладка первоначальных объёмов, обнажённая лишь на апсиде, имеет множество вычинок. О характере кладки ХVII века можно судить по первоначальному фрагменту стены при входе в подвал: он выложен из большемерного кирпича в системе русской кладки с обработкой шва затирай. Боковые входы ХVII века, попавшие в интерьер, и расширенные верхние окна четверика перекрыты трёхцентровыми перемычками. К западу от входов имеются ниши, возможно, это – следы заложенных нижних окон четверика.
Скупая первоначальная декорация здания сохранилась плохо. По периметру храма проходил местами сохранившийся кирпичный цоколь, завершённый валиком между двумя поясками поребрика. Нерасчленённый четверик, углы которого обработаны лопатками, завершён фризом круглых декоративных кокошников, под которым проходит скромный карниз с поребриком. Межу полукружиями апсиды стоят полуколонки. Сохранились северный перспективный портал четверика и западный портал трапезной, близкие по формам. Наружные валики порталов перехвачены дыньками. Верхние окна четверика помещены в перспективные рамы с навершиями в виде сдвоенных круглых кокошников. Барабаны пятиглавия перехвачены валиками и завершены профилированными карнизами. Кирпичный и штукатурный декор фасадов приделов груб и аляповат. Арочные окна заключены в наличники с колонками и килевидными навершиями. В карнизе использован мотив поребрика. Над средними окнами помещены круглые филёнки. Декоративные формы колокольни скромны, шатёр покрыт железом. Сохранившийся крест с полумесяцем и завитками типичен для эпохи эклектики. Первоначальные части здания неоштукатурены, приделы оштукатурены. Церковь побелена. Окна приделов сохранили эклектичные металлические решётки 1898 года, в верхних окнах четверика – кубчатые решётки. В западном входном проёме трапезной двустворчатая металлическая дверь конца ХIХ века с накладками.
В интерьере здания роль пространственной доминанты принадлежит главному храму, перекрытому сомкнутым сводом. С апсидой помещение четверика соединено тремя арочными проёмами (северный переделан), а с трапезной – поздней широкой аркой. Трёхчастная снаружи, апсида внутри имеет прямую восточную стену. Помещение алтаря перекрыто полулотковым сводом с распалубками над окнами. Хорошо сохранились очертания внутренних амбразур заложенных и растёсанных окон. Крестовый свод трапезной относится ко времени возведения приделов, имеющих аналогичные своды. В боковых стенах старой трапезной выбраны широкие арки. Гранёные алтари приделов перекрыты своеобразными сводами, напоминающими конхи. Под колокольней – исконный крестовый свод, опирающийся на четыре пилона и арки. Боковые камеры имеют плоские перекрытия. В храме частично сохранились полы из белокаменных плит. Стены здания внутри оштукатурены. На южной стене правого придела сохранилась живописная композиция «Деисус», выполненная в академической манере.
Несмотря на утраты и перестройки, Никольская церковь с. Сидоровского представляет большой архитектурно—художественный интерес, как пример небольшого вотчинного храма середины ХVII в., сохранившего основные объемы.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1986 г./