Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Успения, 1726 г.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Одинцовский район, село Успенское
Вид объекта Церковь
Датировка 1726 год
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Существующая каменная церковь в селе Оринино-Вяземец «Успенское тож» выстроена по заказу владельца усадьбы графа П.М. Апраксина в 1726 г. Здание существенно не перестраивалось. По-видимому, в 1-й пол. XIX в. появились существующие белокаменные карнизы. В описи храма, составленной при его закрытии в 1937г., отмечен «иконостас столярный, голубой с позолотой».

Перестройки и утраты: Памятник имеет утраты: отсутствуют кресты, по­крытие главного храма и колокольни. Заложены боковые арки основания колокольни. Утрачено убранство интерьера, иконостасы и живопись. Заменены полы. Интерьер главного храма искажён устройством междуэтажного перекрытия. В верхнем ярусе четверика устроены жилые комнаты. С севера к центральному окну верхнего света, обращённого в дверь, приставлена железная лестница. Южный вход в четверик растёсан. Заложены восьмигранные окна над входами. Заложен северный проход в алтарь, а также центральная и северная арки, ведущие в трапезную. Южный вход в трапезную увеличен. Расширенный проём между трапезной и колокольней заложен.

Реставрационные работы: В 1977г. начата подготовка памятника к реставрации. Архитектором треста «Мособлстройреставрация» И. Леваковым составлена сметная документация на ремонтно-реставрационные работы. Проведены архивно-библиографические исследования. Документация хранится в архиве треста и Производственного бюро. Вокруг храма поставлены леса. Работы не начинались. Памятник продолжает разрушаться.

Описание памятника: Кирпичная неоштукатуренная Успенская церковь расположена в северной части усадебной территории. Апсида храма обраще­на к дороге (главной планировочной оси), а колокольня — к Москве-реке. Лучшие виды на памятник открываются с противополож­ного берега реки.

Церковь выстроена в архаичных для своего времени формах, восходящих к традициям ХVII века. Объемы здания соединяются по продольной оси. В объемной композиция доминирует высокий ярусный главный храм. Над двусветным четвериком, боковые фасады которого завершены барочными лучковыми полуфронтонами, возвышается миниатюрный световой восьмерик, прорезающий высоко поднятый сомкнутый свод. Храм увенчан граненый глухим барабаном, несущим луковичную главу. С востока и запада к четверику примыкают низкие объемы: подковообразная в плане апсида и не­большая трапезная квадратной конфигурации. Двухъярусная шатро­вая колокольня ниже основного объема. Ее двухэтажное осно­вание представляет собой несколько вытянутый по поперечной

оси четверик со скошенными внешними углами. Восьмерик звона завершен кирпичным шатром, прорезанным двумя ярусами олухов. Колокольня увенчана луковичной главой на круглой шее. Декоративное убранство фасадов памятника крайне сдержано. Четверик и основание колокольни обработаны широкими угловыми лопатками. Фасады не расчленены. Прямоугольные снаружи входные и оконные проёмы, заглублённые в ниши, лишены обрамления. Над расширенными входами в четверик помещены восьмиугольные окна дополнительного света. В тимпанах полуфронтонов имеются боль­шие профилированные ниши киотов. Окна восьмерика имеют трёхцентровые перемычки. По периметру церкви проходит кирпичный цоколь, завершённый пояском поребрика между валиков. Венчающий карниз четверика состоит из пояска нишек и кирпичной профилировки. Многообломный карниз восьмерика также выполнен из кирпича. Профилированные белокаменные карнизы трапезной, апсиды и основания колокольни – поздние.

Облик колокольни менее строг. Арочные проёмы звона завершены килевидными кокошниками, проёмы слухов помещены в наличники с треугольными сандриками.

В настоящее время из-за устройства междуэтажного перекрытия эффект разработки пространства главного храма потерян. Перекрытый сомкнутым сводом четверик открывался в световой восьмерик, также имеющий сомкнутый свод. Пространственная структура храма нарушена также закладками арочных проёмов, соединяющих помещения между собой. В апсиду и трапезную из четверика первоначально вели три арочных проёма. Просторное помещение трапезной перекрыто полулотковым сводом, апсида – конхой. Своды имеют небольшие распалубки над окнами. На северной стене трапезной только одно окно. Все оконные и дверные проёмы храма в интерьере имеют трёхцентровые перемычки. В интерьере хорошо читаются следы заложенных восьмиугольных окон. Помещение нижнего яруса колокольни перекрыто крестовым сводом. Местонахождение утраченной деревянной лестницы неизвестно.

Церковь выстроена из большемерного кирпича размером 30 х 14 х 8 см. на известковом растворе с обработкой шва затиркой. Перевязка кладки русская. Неоштукатуренное здание побелено, внутри стены оштукатурены. Своды укреплены воздушными металлическими связями. В храме поздние бетонные полы.

Интересный пример небольшого усадебного храма 1-й трети ХVIII в., принадлежащего зодчеству предшествующей эпохи. В памятнике наш­ло отражение одно из направлений в архитектуре московского барокко, характеризующееся крайней скупостью декоративных форм.

/Паспорт памятника истории и культуры/