Наименование объекта | Парк с прудом, усадьба «Полтево» |
---|---|
Тип объекта | Выявленные объекты |
Местоположение | Московская область, с. Полтево |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | приказ Комитета по культуре Администрации Московской области от 31.12.1998 № 354 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
УСАДЬБА ПОЛТЕВО возникла под именем Никольского во второй половине XVII в. Основатель ее Ф. А. Полтев и его наследники владели селом с 1659 по 1703 г., после чего имение перешло к Ф. М. Апраксину, в 1729 г. — в род А. И. Остермана, за которым оставалось в течение XIX в. Во второй половине столетия оно принадлежало кн. М. В. Голицыну, гр. Остерман.
Усадебный комплекс сформировался вновь во второй половине XVIII в., когда были выстроены деревянные господский дом и теплая церковь Рождества Богородицы, разбит регулярный парк. В ансамбль органически вошла и более ранняя каменная Никольская церковь. Со временем усадьба исчезла за исключением двух ее элементов — каменной церкви и парка.
Никольская церковь — оригинальный памятник рубежа двух эпох в русской архитектуре — построена на основании храмозданной грамоты 1706 г. по заказу сподвижника Петра I Ф. М. Апраксина. Здание сложено из постелистых блоков белого камня системой верстовой кладки. Ярусный храм “под звоном” сочетает композиционную основу и отдельные детали убранства “нарышкинских” вотчинных церквей с декоративными мотивами и трактовкой внутреннего пространства, характерными для западно-европейского барокко. Необычна форма основного объема здания в виде вытянутого по продольной оси двусветного восьмерика, включающего бесстолпный храм и равные ему по высоте граненые алтарь с притвором. Последние перекрыты кирпичными лотковыми
сводами, храм — белокаменным сомкнутым сводом, который прорезан круглым отверстием для верхнего светового восьмигранника. Церковь завершается последовательно убывающими сквозными ярусами звона и барабана. Декор фасадов сдержан и строг. Очень хороши порталы с граненой перемычкой и очельем красивого рисунка.
В интерьере наблюдается попытка к интеграции пространства путем замены части стен арками. Однако в середине XIX в. появление в здании опасных трещин привело к закладке западной арки и нарушению архитектурного замысла. В толще северной стены храма помещается лестница к колоколам. Аналогичная лестница в южной стене вела на деревянный балкон западных хоров. На стенах и сводах церкви имеются остатки клеевой живописи 1884 г. Первоначальный дощатый пол уступил место гжельской, затем метлахской плитке. Современный храму четырехъярусный иконостас с богатой резьбой утрачен.
Черты нового стиля наряду с высокими художественными достоинствами памятника определяют его исключительную значимость для истории русской архитектуры.
Липовый парк с регулярной планировкой замечателен своим композиционным замыслом. Чрезвычайно оригинально размещение в нем четырех копаных, ныне спущенных прудов, вписанных в сетку диагональных аллей. Такая система позволила создать большое и очень живописное водное зеркало, разделенное аллеями-дамбами на участки правильной геометрической формы.