Наименование объекта | Церковь иконы Божией Матери «Знамение», усадьба «Знаменское-Губайлово» |
---|---|
Тип объекта | Выявленные объекты |
Местоположение | Московская область, г. Красногорск, Райцентр ул., 4 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. №389; Распоряжение Министерства культуры Московской области от 27.10.2006 № 525-р |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Десятов В.П. |
УСАДЬБА ЗНАМЕНСКОЕ-ГУБАЙЛОВО (ул. Райцентр) восходит к концу XVII в., когда село принадлежало Волынским. В 1683 — 1684 гг. здесь была выстроена каменная церковь, послужившая наиболее ранним примером ярусной композиции, получившей широкое распространение в русской архитектуре периода московского барокко. В середине XVIII в. имение перешло в руки кн. В. М. Долгорукова, в будущем Долгорукова-Крымского, в роду которого находилось до середины 1830-х гг. При Долгоруковых старая усадьба была перестроена заново в соответствии с эстетическими нормами классицизма. К 1800 г. кроме церкви здесь находились господский каменный одноэтажный дом со службами и регулярный сад с рыбным прудом. Впоследствии были устроены два обширных пейзажных парка с павильонами, эрмитажем и гротами. На границе регулярного сада поставлена оранжерея, привлекавшая внимание романтическими формами псевдоготики. Сложился художественный ансамбль, в основных чертах сохранившийся до настоящего времени. С 1836 г. усадьбой последовательно владели П. С. Деменков, Харитонов, А. К. Галлер, К. С. Орлов, с 1885 по 1917 г. — Поляковы. При последних владельцах усадебные постройки подверглись обновлению, часть из них сооружена заново.
Благодаря меценату С. А. Полякову Знаменское — Губайлово в начале XX в. стало одним из культурных центров, связанным с московскими поэтами-символистами. Здесь часто бывали В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис, создавшие в усадьбе ряд своих произведений. Регулярно посещали имение Андрей Белый и художники «Голубой розы» Н. Феофилактов, С. Судейкин, В. Милиоти.
Раскинувшаяся по обеим сторонам Волоколамской дороги, усадьба соединяет в своей композиции строгое осевое построение жилого комплекса со свободным размещением остальных построек и большим английским парком. Лучше сохранилась часть ансамбля к северу от шоссе. Здесь находятся дом с двумя служебными флигелями по сторонам парадного двора, жилой флигель, конный двор, значительная территория парка и церковный комплекс. Из построек южной половины усадьбы уцелело одно жилое здание, возможно, дом управляющего, названный в описи имения 1859 г. вторым господским домом. Два больших копаных пруда напоминают об утраченном парке, до 1920-х гг. сохранявшем остатки садовых сооружений.
Двухэтажный кирпичный оштукатуренный д о м на сводчатом подвале в основе — конца XVIII в. Построенный одноэтажным в 1780-х гг., он повышен и реконструирован в стиле неоампир в начале XX в. При этом план дома и черты классицизма в архитектуре в целом сохранены. Высокие окна нижнего этажа помещены в плоских нишах, отделкой стенной поверхности служит ленточный руст. На поперечной оси здания расположены вестибюль, миниатюрный проходной аванзал и большое зальное помещение, выступающее закруглением в парк. На главном фасаде полукружию отвечает небольшой ионический портик, поставленный на аркаду нижнего этажа. Террасе в портике соответствовал балкон, выходивший в сторону парка. При общей сдержанности языка художественных форм архитектурные акценты усилены декоративной лепниной, ковром покрывающей фризы центральных участков двух противолежащих стен. В интерьерах уцелели угловые печи и тянутые карнизы.
Парные службы, выстроенные вслед за домом из кирпича в стиле классицизма, первоначально были одноэтажными. Их лицевой фасад украшали незначительно выступающие портики из спаренных колонн римско-дорического ордера. Во второй половине XIX и в XX вв. объем флигелей увеличен надстройкой. У одного из них появился новый примитивный по формам деревянный портик с фронтоном, равный высоте здания. Планировка служб коридорного типа.
Жилой флигель 1900-х гг. — яркий образец архитектуры неоклассицизма. Деревянный оштукатуренный с разделкой «под камень», он достаточно сложен по композиции. Два этажа здания различны по площади и очертанию плана. При симметрии основного объема наличие пониженного крыла вносит в облик постройки элемент свободы и живописности. Крупный четырехколонный портик с террасами и фронтоном скрывает глубокую лоджию, связывающую дом с природной средой. К противоположной стороне здания в свое время примыкала веранда в виде открытой полуциркульной колоннады, несущей балкон. В декоративной отделке
флигеля использован квадровый руст, люнеты и веерные перемычки над окнами.
Кирпичный «дом управляющего» сформировался, видимо, в два этапа. В первой половине XIX в. он был сооружен одноэтажным на сводчатом подвале. Его планировка эпохи классицизма с центральной гостиной, украшенной угловыми печами, лишь незначительно изменена. Во второй половине столетия здание было надстроено. Частично оштукатуренное, оно получило существующее внешнее лепное убранство, характерное для изживания классических форм. Позднее на поперечной оси корпуса появился граненый выступ крытых веранд, уничтоженный при последнем ремонте.
Знаменская церковь сооружена из кирпича по заказу И.Ф. Волынского в 1683 г., в 1771 г. была обновлена, в 1900-х гг. капитально реконструирована с увеличением габаритов в формах псевдорусского стиля. Утвержденный проект В.П. Десятова на расширение церкви на практике был заменен другим, его автор не установлен.
Небольшой вотчинный храм XVII в. типа «восьмерик на четверике» с граненой апсидой, узким притвором и луковичной главой на крупном барабане при перестройке не был полностью разобран, как считалось впоследствии. Стены четверика сменились арочными пролетами, верх подвергся стилевой переработке в духе новых пристроек, окруживших здание с трех сторон. К обширной трапезной с приделами примкнула западная паперть, увенчанная восьмигранником звона под кирпичным шатром с двумя рядами «слухов».
Верхние ярусы здания в 1930-х гг. были разобраны. Утраченные восьмерик храма с его завершением и колокольня восстановлены под руководством Л.А. Беловой в 1995 — 1998 гг., памятнику возвращен прежний облик, характерный и живописный силуэт.
Нарядная архитектура постройки с развитым декоративным убранством основана на копировании и стилизации форм XVII в. Беленые наличники нескольких типов, пучки угловых колонок, кокошники и ширинки отчетливо выделяются на фоне кирпичных стен. Красивы кованые оконные решетки с оригинальным рисунком.
Обширное помещение церкви образовано пространственными ячейками разной высоты, возрастающей к подкупольному центру. Трапезная перекрыта крестовыми, приделы — коробовыми сводами поперечной ориентации. Настенные росписи, исполненные в 1905 г. В.В. Владимировым в васнецовской манере, утрачены. В 1990-х гг. стены побелены по новой штукатурке, в центральной части здания они украшены мозаикой работы А.Д. Карноухова. В той же технике мастером выполнен главный, в основе кирпичный, иконостас. Иконы в придельном иконостасе письма А.В. Белова также новейшие. Пол в здании настлан метлахской плиткой с геометрическим полихромным орнаментом.
Часовня-усыпальница А.Я. и А.И. Поляковых, построена возле церкви около 1910 г. по проект>т И.Е. Бондаренко с участием В. Владимирова. Кирпичная, облицованная светлой декоративной плиткой и богато украшенная снаружи и внутри глазурованной полихромной керамикой, она является незаурядным художественным произведением неорусского стиля. Покрыта на два ската черепичной криволинейной кровлей, следующей текучему силуэту щипцов. Поперек гребня помещались три каркасные главки. Наиболее выразителен главный западный фасад здания, вместе с оригинальным, почти скульптурным порталом насыщенный многоцветной майоликой приглушенных тонов. Тимпан над порталом занимал текст ритуальной надписи. Замечательно рельефное керамическое панно в интерьере с мистической композицией в духе модерна.
Конный двор сооружен из кирпича на рубеже XVIII —XIX вв. в формах классицизма, которые он сохранял до конца 1920-х гг. Позже все проемы были изменены, декоративные ниши и медальоны превращены в окна. Переделка не коснулась объемных форм удлиненного здания, наделенного повышенной средней частью, украшенной пилястровым портиком с аттиком. Здесь, над прежним проездом, видны контуры палладианского окна; элементы изначальной архитектуры прослеживаются на всех фасадах.
Большой парк смешанных пород с преобладанием сосны, липы и лиственницы полого спускается от дома к каскаду искусственных прудов. Сильно заросший, он сохранил следы пейзажной планировки и ряд ценных насаждений. Часть парка, ближайшая к жилью, включает остатки старого регулярного сада с системой липовых аллей.