Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Главный дом, усадьба «Любаново», 1900-е гг.
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Московская область, с. Любаново
Вид объекта усадьба / элемент усадьбы
Датировка 1900-е годы
Правоустанавливающие документы приказ Комитета по культуре Администрации Московской области от 31.12.1998 № 354
Современное значение гражданское
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Новый дом в усадьбе Любаново выстроен в 1900-х годах владельцем В.К. Шлиппе, на месте одного из двух старых домов. Из замечания обследовавшего усадьбу в 1912 г. А.Н. Ильина — «вновь выстроенный Беренсом дом», — следует, вероятно, что Беренс — это архитектор.

После 1917 года дом использовался под правление хозяйством. В 1920 г. в нем отдыхал Ф.Э. Дзержинский, о чем гласит надпись на мемориальной доске.

Перестройки и утраты: Фасады здания в целом сохранили первоначальный облик, за исключением мелких переделок: изменены основные проёмы апсидального выступа, местами утрачен лепной декор. Дом частично перепланирован, утрачено убранство интерьера. Заменены перекрытия и столярка.

Описание памятника: Дом стоит на высоком левом берегу реки Нары и обращен западным, садовым фасадом к усадебному пруду перед рекой. Восточный парадный фасад выходит на проходящую мимо пего подъездную дорогу. Дом господствует над местностью, эффектно смотрится с шоссе, с противоположного берега реки. Издали он напоминает ампирный дом с мезонином и протяженными крыльями. По мере приближения к зданию становится заметной асимметрия его объемной композиции, свойственная архитектуре модерна. В целом же дом принадлежит стилю неоклассицизма.

Центральную двухэтажную часть западного, обращенного к реке фасада фланкируют с одной стороны апсидальный, с другой пятигранный выступы. Обращенный во двор восточный фасад ещё более причудлив, благодаря асимметрии в структуре центральной части, где левая половина представляет собой ризалит с полукруглой террасой перед ним. Одноэтажные крылья здания с этой стороны также неодинаковы: южное крыло короче северного, его торец осложнен пятигранным выступом. Таким образом, здание имеет сложный асимметричный план с ломаной линией наружных стен.

Общая композиция дома и его расположение роднят Любаново с неоклассической

усадьбой Любвино Рузского района Московской области.

В декоративном убранстве фасадов главного дома, выполнен­ном из кирпича и гипса, использован набор классических деталей. Центральная часть западного фасада решена в виде большого четырехпилястрового портика, завершенного фронтоном, над которым возвышается ступенчатый аттик. Входной ризалит противоположного фасада с открытой полукруглой террасой на четырех колоннах тос­канского ордера имеет щипцовое завершение, также с аттиком. Тос­канские колонны использованы и в ризалите южного крыла. Пиляст­ры западного граненого выступа и второго яруса ризалита цент­ральной части восточного фасада имеют ионические капители.

Все нижние, различной ширины проемы здания — прямоугольны. Некоторые заглублены в арочные ниши о медальонами в тимпанах, над перемычками других — накладные «доски». На восточный балкон выходит полуциркульный проем с высоким рельефным замком в пере­мычке. В тимпане западного фронтона также помещено полукруглое окно. Изящны ажурные металлические ограждения балконов дома.

Тянутые карнизы мелко профилированы.

Характерная для модерна свободная планировка здания сильно испорчена. Убрана часть прежних и поставлены новые пе­регородки, нарушена связь помещений. Пробиты новые двери, а часть старых заложена. В южном крыле дома находится длинный, поперечный, довольно темный вестибюль. Современная бетонная лестница на 2 этаж помещена в центре здания. 2 этаж, или мезонин, разделен капитальными стенами на три комнаты. Перекрытия в доме бетонные, новые. Дощатые полы покрыты линолеумом. Под домом имеются подвалы, которые для осмотра недоступны. Здание оштукатурено цементом и окрашено охрой.

Своеобразный пример архитектуры неоклассицизма. Имеет большое композиционное значение для усадьбы, как ее центральное сооружение, органично вписанное в пейзаж.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1982 г./