Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Усадьба «Сенницы», XVIII — XIX вв.: дом управляющего
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Московская область, с. Сенницы-II
Вид объекта no
Датировка -
Правоустанавливающие документы Приказ Комитета по культуре Администрации Московской области от 06.02.2002 №44
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

УСАДЬБА СЕННИЦЫ на одноименной небольшой речке — старинная вотчина кн. Гагариных, принадлежавшая этому роду с конца XVI в. в течение почти двух столетий. Ее устройство связано с именем М.П. Гагарина, одного из заказчиков местной каменной церкви начала XVIII в. К 1721 г. в селе сложился обширный двор вотчинника с деревянными на жилых подклетах хоромами, многочисленными амбарами, службами, конюшней, скотным и птичным дворами. К дому примыкал большой плодовый сад, в долине реки находилось пять рыбных прудов. В начале 1770-х гг. М.А. Гагариным усадьба была отстроена заново по регулярному плану в строгих формах раннего классицизма. Высоко над рекой и прудами поставлен деревянный на каменных подвалах двухэтажный дом с мезонином, украшенный ионическим портиком. По углам двора, обнесенного решетчатой оградой, возвышались двухэтажные флигели в виде квадратных павильонов со шпилем. Позади дома был разбит регулярный сад со звездчатой системой аллей. К церкви и хозяйственному двору на противоположном низком берегу Сенницы от дома были направлены липовые аллеи. Сложилась планировка, в основных чертах сохранившаяся до настоящего времени.

В конце 1770-х гг. владение перешло к А.А. Матюшкиной, в первой половине XIX               в принадлежало ее зятю М.Ю. Виельгорскому, затем посредством брака его приобрел кн. А.И. Шаховской. С переменой владельцев парадная часть усадьбы утратила прежний репрезентативный характер. Старый дом был заменен новым с чертами позднего ампира и эклектики, флигели разобраны, плодовый сад превращен в липовый парк, увеличенный лесопарковой зоной. В 1882 г. владельцем имения стал гр. Ф.Э. Келлер, который почти полностью обновил усадебную застройку на принципах неоромантизма и стилизаторства. Реконструкция проводилась с 1888 по 1904 г., начавшись под руководством А.Н. Агеенко с постройки на прежнем месте главного дома. Помимо жилых и хозяйственных зданий были сооружены электростанция и усыпальница, в усадьбе организованы женское училище и ясли. Создан художественный ансамбль, навеянный образами западноевропейского, в частности английского Средневековья. Большинство построек сохранилось, но усадебный дом сгорел в 1920-х гг., осталась лишь его подземная часть, включающая белокаменные сводчатые подвалы XVIII в.

Сложный рельеф местности, пересеченной речной долиной с цепью прудов, обусловил своеобразную планово-пространственную структуру архитектурного комплекса, состоящую из трех композиционных узлов: жилой зоны с парком, хозяйственного двора и церкви. Все элементы усадьбы планировочно и визуально связаны между собой. Господствует в этой системе парадная часть комплекса, расположенная над высоким обрывом верхней надпойменной террасы. Легко читается ее прежняя планировка, когда центральная аллея парка, продолженная дорогой в Зарайск, совпадала с осью усадебного дома, цветочного партера перед ним с чашей фонтана и с каменной лестницей, спускавшейся к прудам. Все постройки свободно размещены среди зелени, образуя живописную панораму. Отсюда открываются виды на низменный берег и группы его сооружений.

Жилой флигель 1890-х гг. — живописная постройка, архитектурой близкая утраченному дому, который, по мнению современников, был выстроен в «англо-саксонском» стиле. Кирпичный на белокаменном цоколе, местами отделанный штукатуркой, флигель в один-два этажа имеет сложную асимметричную композицию. Различно решенные фасады разнообразят креповки и ризалиты, граненые выступы и подобная донжону башня. Дополнительные акценты вносят в облик здания многочисленные крутые щипцы и высокие кровли. Большую роль в декоративном убранстве играет контрастное сопоставление алой поверхности стен и белых оштукатуренных элементов, в том числе углового руста, оконных перемычек, карнизов. Парадная наружная лестница из белого камня в помещении сменяется дубовой с точеным балясником. В комнатах сохранились двупольные филенчатые двери и тянутые карнизы.

Двухэтажный дом для прислуги конца XIX в. сложен из кирпича, побелен по кладке, цоколь облицован белым камнем. Дом окружают пониженные рубленые и тесовые пристройки, в том числе сени. Подчиненное положение здания в комплексе обусловило простоту его архитектуры. Только фасад, обращенный к главному дому, оживляют декоративные трехчастные перемычки нижних окон.

Электростанция — оригинальная, кирпичная постройка рубежа XIX — XX   вв., воспроизводящая распространенный тип «голландского домика». Здание в два этажа с высокой двускатной кровлей и фронтонами на торцах, увенчанными декоративными тумбами, врезано в крутой склон у подножия холма, отчего с одной стороны воспринимается одноэтажным. Его нижняя часть служила техническим целям, верхнюю занимали квартиры обслуживающего персонала. Сходство здания с садовым павильоном усиливает декоративная отделка, имитирующая с помощью штукатурки белый камень. Художественные мотивы и цветовой контраст деталей с фоном красно-кирпичных стен созвучны убранству жилого флигеля, но в целом архитектура памятника более проста.

Дом управляющего Р.Ю. Обрехта — единственная постройка, уцелевшая от усадебного ансамбля XVIII — начала XIX в. В то время к ней сзади примыкал регулярный плодовый сад и дом, видимо, строился для садовника.

Небольшое кирпичное здание стиля зрелого

классицизма, в прошлом покрытое известковой обмазкой, ныне оштукатуренное, поставлено на низком сводчатом полуподвале, который благодаря падению рельефа превращается с лицевой стороны в цокольный этаж. Изначальная осевая симметрия корпуса в начале XX в. нарушена боковой односторонней пристройкой. Основу планировки, одинаковой в обоих этажах, составляют центральные сени, куда со двора вела наружная лестница. На главном фасаде, разработанном наиболее тщательно, сеням отвечает креповка стены с декоративным мотивом «серлианы» и медальонами, завершенная треугольным фронтоном. Боковые участки фасада украшают квадровый руст и плоские прямоугольные фартуки верхних окон. Перемычки всех проемов уложены по доске. Здание хранит следы переделок и обновления наружной отделки в духе эклектики, когда окна получили тянутые наличники с лепными сандриками. В процессе ремонтновосстановительных работ, проведенных С.В. Демидовым в конце 1990-х гг., эти наслоения сохранены.

Конюшня, современная поздним усадебным постройкам, родственна им обращением к архитектурным формам Средневековья. Низкое кирпичное здание на белокаменном цоколе имеет симметричную трехчастную композицию с повышенной средней частью, где наверху устроен сеновал. Покрытый невысокой мансардной кровлей центральный павильон с лицевой стороны фланкирован двухъярусными шатровыми башнями, вызывающими романтический образ рыцарских замков. Архитектура крыльев с изменением функций сооружения и с увеличением окон утратила изначальный характер. Теперь фасады оштукатурены и окрашены, однако элементы их скупого убранства, аналогичные декору ряда других построек, позволяют предполагать изначальную общность с ними и цветового решения здания.

Службы занимают два смежных одноэтажных кирпичных корпуса конца XIX в. Стилистически нейтральная архитектура их носит сугубо утилитарный характер. Большие размеры и повышенная освещенность отдельных помещений позволяют предположить, что здесь могло размещаться училище.

Большой интерес представляет в усадьбе Вознесенская церковь. Выдающийся памятник зодчества петровского времени, она построена из кирпича в 1701 — 1703 гг. Григорием Евсевьевым по заказу братьев И.П. и М.П. Гагариных; освящена в 1707 г. Башнеобразный ярусный храм «под звоном» с округлым алтарем и небольшой трапезной поставлен на высоком подклете, где помещался придел, устроенный в родовой княжеской усыпальнице. До XIX в. храм с трех сторон окружали открытые галереи-гульбища на аркадах, от которых сохранилась обращенная в крыльцо западная часть. В 1877 г. по инициативе А.И. Шаховского здание было расширено пристройкой боковых крыльев, что изменило его композицию «кораблем» на центрическую. Храм типа «восьмерик на четверике» с двусветным основанием венчается восьмигранником колокольни и крупным барабаном главы, образующим верхний ярус постройки. Нарядная обработка здания формами московского барокко дополнена новым приемом. Так в ограждении террас каждого яруса декоративные гребни «нарышкинских» храмов уступили место глухим парапетам с имитацией кирпичными ребрами ажурной балюстрады. При этом западный портал и отчасти карнизы своим характером восходят к середине XVII в.

Все перекрытия сводчатые, восьмерик храма покоится на ступенчатых тромпах. В западной стене четверика, смежной с трапезной, к югу от двери находится окно, аналогичное ему с северной стороны превращено в проход. В той же стене, в уровне окон второго света, устроены хоры, состоящие из двух помещений с раздельными входами по симметрично расположенным лестницам в толще стены. Одна из лестниц поднимается к звону, частично размещаясь внутри скошенного вверху юго-западного угла четверика. Высокое динамичное пространство храма хорошо освещено. Стены, вначале беленые по кладке, оштукатурены и расписаны маслом в последней четверти XIX в. Прежние иконостасы и внутреннее убранство утрачены.

Парк смешанных пород расположен на правом нагорном берегу Сенницы, на сложном овражистом рельефе. В центральной части образованный системой липовых аллей со следами стрижки деревьев, окруженный валом и рвом, он восходит к регулярному саду последней четверти XVIII ст. Существующая несложная планировка сравнительно с первоначальной упрощена, боскеты заросли молодняком, на одном из них устроен «лабиринт» в виде углубленной, извилистой дорожки. Прилегающий к регулярному пейзажный парк, незаметно переходящий в лес, раскинулся на пологих и обрывистых склонах, окаймляя водную гладь прудов.

Породный состав парка, пополненный в начале XX в. интродуцентами, очень разнообразен, деревья подобраны с учетом их сезонной окраски. Группы вязов и лип сменяются сосной и елью, много лиственницы, в том числе в аллейных посадках вдоль дороги в Зарайск.

В тенистом уголке парка, на уединенном мысу, находилась семейная усыпальница графов Келлеров, построенная в 1894 г. по проекту Н.В. Султанова. Оригинальное сооружение с металлическим остекленным каркасом имело характер оранжереи, предназначенной для тропических растений. Его основная часть не сохранилась, остался лишь кирпичный оштукатуренный входной павильон, исполненный в стилизованных романо-готических формах. Здесь обращает внимание торжественный стрельчатый портал, объединяющий дверь с арочным окном.