Наименование объекта | Баня-прачечная, конец XIX – начало XX вв., Монастырь Казанский |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Егорьевский район, с. Колычево, ул. З. Самсоновой, 31 |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Монастырь Казанский образован в 1885 г. из женской общины, возникшей на основе богадельни, которая была устроена в 1865 г. М.П. Степановой в собственной усадьбе. До начала 1880-х гг. строения комплекса оставались деревянными. Существующий ансамбль, сформированный из кирпичных зданий к началу 1900-х гг., характерен для архитектуры эклектизма с ее стилизацией древнерусских мотивов. Основные постройки группируются вокруг площади, лежащей напротив Святых ворот. Выразительность художественного комплекса в настоящее время снижена разборкой Казанской церкви 1865 г., служившей его композиционным центром, а также завершений прочих культовых построек. Только высокая многоярусная колокольня по-прежнему господствует в равнинном окружающем ландшафте.
Тихвинская церковь соборного типа сооружена в 1881 — 1889 гг., освящена в 1897 г. Двусветный кубический четырехстолпный храм, перекрытый системой парусных и центральным сомкнутым сводом, венчался, видимо, глухим пятиглавием. Небольшой выступ отсутствующего ныне алтаря и западный притвор практически не нарушали центричности постройки. Архитектура здания чрезвычайно монументальна. Строго симметричные фасады с горизонтальным обрезом стен расчленены карнизом на два яруса, а лопатками на три прясла. Плоская единообразная декорация сводится к ленточным обрамлениям арочных окон, которые в зависимости от группировки образуют подобие аркатурно-колончатых фризов или двухчастные композиции с кокошником в завершении. Крупные детали соответствуют масштабу постройки.
В интерьере на столбах и сводах имеются живописные клейма и бордюры с растительными мотивами. Цементный пол украшен орнаментом из мраморной крошки. Иконостас и утварь утрачены.
Теплая Преображенская церковь и жилой корпус в два этажа, с подвалом, составляют протяженное здание одной высоты, выстроенное в 1897 — 1903 гг. Одноярусный двустолпный трехапсидный храм перекрыт системой пологих парусных сводов; с кельями соединен притвором, над которым, очевидно, помещались хоры. При отсутствии в настоящее время главы и традиционных черт в трактовке внешнего объема церковь сближается с гражданским сооружением. В соответствии с внутренней структурой фасады храма делятся на две части, из которых восточная завершается шипцом, западная — группой кокошников. Обработка притвора служит переходом к архитектуре жилой части здания с поэтажным членением и четким ритмом оконных проемов. Богатый и разнообразный декор в виде наличников различных форм и фризов с ширинками имитирует “дивное узорочье” построек XVII в. Его удачно дополняют развитые карнизы с подзорами и сочной арактурой на консолях.
Пространство церкви кардинально изменено, прежняя отделка утрачена. Планировка келий — коридорного типа с двусторонним размещением комнат и лестницей на поперечной оси корпуса. Интерьеры украшают скромные тянутые карнизы, двупольные двери с филенками, белые кафельные печи. Оригинален рисунок металлических ограждений лестниц.
Надвратная колокольня строилась по проекту Д.Е. Виноградова с 1895
по 1903 г. Грандиозное ярусное сооружение с широким трехэтажным основанием и двумя убывающими четвериками звона увенчано небольшим каменным шатром с одним рядом “слухов”.
Над центральным проездом Святых ворот помещалась двусветная надвратная церковь, по сторонам — больница, ризница, библиотека и т.п. Монументализм и классическая структура здания сочетаются с необычайной декоративностью убранства, основанного на переработке мотивов XVII в. Многообразие художественных форм, образующих на фасадах сплошной ковер, усилено цветовым контрастом красного кирпича и белокаменных деталей.
Корпус келий, оформляющий монастырскую площадь, выстроен в 1883—1889 гг. Двух-трехэтажное здание “глаголем” со следами побелки на фасадах и с белокаменным цоколем своим характером мало отличается от рабочих казарм. Его внешняя обработка, основанная на соединении приемов классицизма и северной готики, эклектична и противоречива. Нижний этаж рустован. Входам соответствуют креповки с лопатками, кирпичными выкладками и щипцом, фриз ограничен арочками подзора.
Внутренняя планировка — коридорного типа. Перекрытия балочные. В вестибюлях цементный пол украшен орнаментом из мраморной крошки. В комнатах находятся белые изразцовые печи.
Небольшой двухэтажный рукодельный корпус 1900-х гг., смешанной конструкции, отразил в своем облике влияние неоклассицизма и современной ему городской деревянной архитектуры. Каменный низ покрыт квадровым рустом, деревянный верх с тесовой обшивкой украшен ажурной пропильной и накладной резьбой. Ее кружево обрамляет наличники, покрывает фриз и карниз на фигурных кронштейнах. Секционная композиция лишенных акцентов основных протяженных фасадов с тремя группами оконных проемов необычна несоответствием количества верхних и нижних световых осей.
Поэтажная планировка-коридорная с двусторонним расположением изолированных, одинаковых по площади комнат. Перекрытия балочные, полы дощатые. Сохранилась часть белых кафельных печей, лестница с точеными перилами.
Невысокая глухая кирпичная ограда монастыря с четырьмя башнями по углам принадлежит концу 1890-х гг. Единственный получивший декоративную обработку передний фронт украшен поясками и орнаментом в виде крестов, выложенных контррельефом; завершен парапетом из двурогих зубцов-мерлонов. Фланкирующие его восьмигранные башни в два яруса, с островерхими каменными шатрами, богато убраны кокошниками, образующими короны над машикулями нижнего яруса и в основании шатров. Главный вход в монастырь оформляют нарядные, но перегруженные деталями трехпролетные ворота с повышенным центром, поздний образец псевдорусского стиля. Сплошь покрытые декором в духе XVII в., с кокошниками и шатрами в завершении, они имеют живописный выразительный силуэт.
Среди монастырских строений за пределами ограды наиболее привлекательна гостиница. Небольшое двухэтажное кирпичное здание рубежа XIX-XX вв., с фасадным декором, имитирующим формы допетровского зодчества, является органической частью художественного ансамбля монастыря.