
Наименование объекта | Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1780 г., 1853 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Каширский район, с. Растовцы |
Вид объекта | no |
Датировка | 1780, 1853 года |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные |
Архитектор | - |


Исторические сведения: Каменный приходский храм Иконы Казанской Богоматери села Растовцы выстроен в 1780 году помещицей Ксенией Логиновной Натальиной и освящен во имя Иконы Казанской Богоматери.В 1853 году на средства помещиков Татаринова и Родичева храм ремонтировался и поновлялся. Наиболее значительные изменения были внесены в архитектуру колокольни, ее первый ярус был перестроен, два верхних полностью выстроены заново по новому проекту.
Перестройки и утраты: Утрачено покрытие четверика; трапезной и все завершение колокольни.
Описание памятника: Церковь Иконы Казанской Богоматери поставлена на взгорье, на северной окраине села. Церковь выстроена из кирпича (290x40x75) на белокаменном цоколе верстовой кладкой. Фасады первоначально покрывала известковая обмазка. Архитектура храма, в которой использованы упрощенные мотивы раннего русского барокко в сочетании с древнерусской планировочной основой и конструктивными приемами, архаична для своего времени. Все части здания церкви: аспида, собственно храм, трапезная и колокольня размещены на единой продольной оси. Бесстолопный одноглавый храм, в форме двухсветного четверика, перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом с отверстием светового фонаря в центре. Переход от четверика к восьмиграннику свода осуществлен с помощью ступенчатых тромпов. Фонарик выполнен в форме четверичка с окошками в рамочных наличниках, с угловыми, развернутыми по 45 пилястрами и крепованным карнизом. Фонарик несет низкий круглый кирпичный барабанчик, главку с яблоком и крестом. Пространство собственно храма соединено широкой аркой с прямоугольным алтарем, перекрытым сомкнутым сводом. Квадратная в плане трапезная, стены которой выступают за линию боковых фасадов храма, не сохранила первоначального перекрытия, затемненного в XIX веке сводами Манье. Первые ярусы всех частей храма объединены в общее основание одной высотой и общими членениями (белокаменный цоколь, венчающий карниз- антаблемент). Общий карниз-антаблемент, проходящий также по фасадам четверика,

расчленяет его на два яруса. На северном и южном фасадах, в каждом ярусе четверика, помещено по два проёма /на первом дверной и оконный/. Окна второго яруса обведены простыми кирпичными рамками, между которыми помещены круглые медальоны и профилированные импосты. Оформление окон первого яруса не сохранилось, старые перемычки переложены в ХIX в, на клинчатые. Переложен так же венчающий карниз четверика, верхний профиль которого выполнен из белого камня. Оригинален мотив убранства церкви кирпичным поясом и виде гирлянды. Выложена гирлянда из двух рядов кирпича: верхнего обычного и нижнего, подтёсанного в полувал. Размещены гирлянды на боковых фасадах четверика, под окнами второго яруса, и на трапезной по линии архитрава карниза-антаблемента. Ограничены гирлянды широкими угловыми лопатками, которыми обработаны все углы церкви.
Примыкающая к трапезной, трёхъярусная колокольня выстроена в упрощенных формах позднего классицизма. В квадратный в плане первый ярус колокольни, оформляющий западный вход в трапезную, вписаны четыре массивные пилона. Образованное в результате крещатое в плане пространство, перекрыто системой арок и купольным сводом. Верхние два яруса колокольни, так же квадратные в плане, прорезаны высокими арками звона, убраны широкими угловыми лопатками и карнизами. В интерьере церкви, которой судя по письменным источникам, отличался богатством убранства и утвари, сохранился главный классицистический иконостас /без икон/. Иконостас, выполненный, вероятно, в середине XIX в., близок по композиции одновременно и высоким русским иконостасам, и в то же время иконостасам – архитектурным сооружениям, распространенным в эпоху классицизма. Креповкой выделена центральная часть иконостаса с Царскими вратами. Вертикальные членения подчёркнуты коринфскими канелированными пилястрами большого ордера, несущими фриз и карниз. Над центральной креповкой помещен треугольный фронтон. Между пилястрами в рамах размешались четыре ряда икон. Пол церкви покрыт метлахской плиткой.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в июне 1984 г./