Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Главный дом, рубеж XIX — ХХ вв., усадьба «Тарасково»
Тип объекта Регионального значения
Местоположение ул. Запрудная, 2, Кашира, Московская обл., Россия, 142943
Вид объекта элемент усадьбы
Датировка рубеж XIX - ХХ веков
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение руинирована
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Никаких документальных сведений о постройках усадьбы Тарасково обнаружить, пока не удалось. Датировка Главного дома рубежом XIX- XX вв. произведена ориентировочно по стилистическим признакам. Таким образом, строительство дома приходится на период, когда усадьба находилась во владении В. П. Глебова.

Перестройки и утраты: В послереволюционное время, к обращенному к Оке фасаду дома, сделаны две пристройки, заложены арки открытой веранды. Некоторые помещения разгорожены перегородками.

Описание памятника: Главный дом в стиле модерн расположен среди усадебного парка на низком берегу Оки, незначительно понижающемся к широкому пойменному лугу. Уравновешенная, ассиметричная объемная композиция дома, равнозначность его фасадов предопределили особый характер пространственного и планировочного решения всей центральной части ансамбля усадьбы. Здесь нет явно выраженных композиционных осей и классицистической кульминации, вокруг дома сложилась система живописных переходящих одно в другое пространств. Проходящая через парк и дом центральная ось усадьбы скорее угадывается в общей ориентации на Оку и во взаиморасположении других усадебных зданий.

Двухэтажный главный дом выстроен из кирпича и оштукатурен. Под северной частью дома, благодаря падению рельефа, устроен подвал, перекрытый сводами Манье. Расчлененность объема дома на несколько,  различных по форме и габаритам частей, сочетается с варьированием их этажности. Большинство одноэтажных частей здания расположено на северном фасаде, делая его наиболее многоплановым и пластинным.

Свободная живописная планировка дома создана по принципу объединения помещений в функциональные группы. Парадные помещения расположены на первом, жилые комнаты на втором этаже. В дом ведут четыре самодеятельных входа, различных по оформлению и назначению. Главный вход расположен на полукруглом юго западном углу дома, который обращен к дороге из села. Вход ведет в полукруглый вестибюль, огибающий круглую башню, вписанную в угол между двумя прямоугольными объемами. Из вестибюля устроено три выхода: один   в квадратную комнату с мраморным камином и с одним большим квадратным окном, выходящим на южный фасад;  второй — внутрь самой башни; третий — в прямоугольное помещение, расположенное вдоль западного фасада /вероятно, аванзал/. Это последнее помещение имеет и другой выход — парковый,  расположенный в угловой северо-западной, башне.

Через любое из, названных выше помещений,  можно попасть в центральную прихожую, вокруг которой объединены все помещения западной части дома. Большинство из них связано с прихожей широкими полутораметровыми дверными проемами. Обрамленными профилированными рамками порталов. Помимо названных помещений, точное назначение которых, сегодня установить предоставляется возможным. Из прихожей можно попасть в большой зал с одним окном, обращенным в сторону Оки. В зале

сохранился прекрасный дубовый паркет, набранный в “елку”. В зал ведут четыре входа: первый, уже названный – в центральную прихожую, второй — непосредственно в северо-западную башню  и далее в парк, третий — в одну из комнат западной части дома, отделанную деревянными стенными панелями, четвёртый — на обширную веранду, обращённую к Оке. Крышу веранды  поддерживает аркада на столбах, пол веранды покрыт разноцветной метлахской плиткой. Ныне заложенная веранда имела самостоятельный спуск в парк, оформленный каменной лестницей.

Помещения восточной части дома на первом этаже группируются вокруг лестничной клетки, имеющей самостоятельный служебный выход, расположенный против флигеля. Из трех помещений этой части дома выделяется, отделанный деревянными стенными панелями, большой зал с угловым фонариком.

Планировка второго этажа дома несколько  отлична от первого. Расположенные здесь жилые комнаты, различной величины и конфигурации,  объединены системой из трех небольших центральных коридоров. Посредством  этих коридоров все комнаты, большинство из которых изолированы друг от друга, сообщаются с лестничной клеткой. Среди комнат есть две круглые, расположенные во вторых этажах башен.  В комнатах сохранились филенчатые однопольные двери и кафельные угловые печи. Дверные  проемы  и потолки отделаны штукатурными тягами. Из некоторых комнат устроены  выходы на различного рода террасы и балкон. Обширная терраса располагалась на крыше веранды /ныне заменена скатной кровлей/, небольшие террасы устроены над эркером-фонариком и над полукруглым вестибюлем.

В композициях фасадов дома варьируются две темы: цилиндрическая башня и завершённый высоким щипцом ризалит. Поставленные на углах здания, башни сглаживают грани между фасадами, щипцы подчеркивают ведущие элементы композиции. Так на северном фасаде выделен объём зала с лежачим окном,  на северо-восточном углу — расположенный под щипцом, фонарик, на восточном — объём с лестничном клеткой, на южном — ризалит, примыкающий к башне. Пластическое разнообразие объема дома пополнено сложной, расчлененной на ряд самостоятельных элементов, кровлей. Здесь и высокие конусы-шатры башен, и три палатки с прозрачным орнаментом решёток на гребешках, и просто высокие двухскатные кровли.

В многообразной декоративной обработке фасадов дома использованы нормы и детали, как «новые», выработанные самим модерном, так и заимствованные им из готики. При этом фасады дома свободны от «историзма» эклектики; переработанные «готические» детали лишь усиливают эмоциональный потенциал его архитектуры. К рестроспективным деталям фасадов дома относятся стрельчатая форма некоторых оконных проёмов, и арок веранды, пинакли, ширинчатые пояса башен, аркатура щипцов и карнизов. На фасадах дома использованы также  разнообразные по формам наличники окон, многопрофильные карнизы /венчающие и междуэтажные/, лопатки, цоколь.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в марте 1984 г./