Наименование объекта | Флигель, усадьба «Черкизово», начало XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Коломенский район, с. Черкизово |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
УСАДЬБА ЧЕРКИЗОВО на Москва-реке возникла, по-видимому, вскоре после пожалования села кн. М. А. Черкасскому в 1689 г. К началу 1730-х гг. здесь находился боярский двор с жилым строением, вблизи которого была поставлена домовая церковь. В 1785 г. владельцем имения стал Б. М. Черкасский, который отстроил усадьбу заново с большим размахом. Длинный ряд каменных зданий «разнообразной, но замечательно изящной архитектуры» вытянулся почти на версту вдоль берега реки. Двухэтажный дом-дворец с флигелями, службами и церковью перед ним, великолепный манеж, псарный двор в виде замка с башнями, оранжереи и второй, малый, княжеский дом образовали со стороны реки симметричную панораму, ограниченную двумя церквами — деревянной сельской и каменной на погосте Старки (вып. 3, № 125). Впоследствии разделенная между наследниками, усадьба после 1861 г. стала приходить в упадок. Половина ее с главным домом была продана Куманину и вскоре перепродана им А. И. Хлудову, детям которого принадлежала до 1917 г. Другая половина, попавшая в руки Ножуева, в 1882 г. приобретена В. Д. Шервинским. Купленный им малый дом с мезонином семья занимала до 1960-х гг. В 1930-х и в 1950-х гг. сюда приезжала и подолгу гостила Анна Ахматова.
Усадьба сильно пострадала от времени и новой застройки, разрушивших основу ее композиции. Большинство сооружений разобрано еще Хлудовыми. Уцелели отдельные разобщенные здания, в том числе бывшая домовой Успенская церковь и жилой флигель, служивший после сноса дворца господским домом. Вблизи церкви стоит земское училище, выстроенное в 1911 г. по проекту Е. В. Шервинского. Небольшой липовый парк сильно вырублен.
Квадратный в плане флигель в два этажа, конца XVIII в., сложен из кирпича на высоком белокаменном цоколе. Характер его архитектуры стиля зрелого классицизма и высокий профессионализм в разработке художественных форм свидетельствуют о работе крупного мастера, близкого
казаковской школе. В организации фасадов широко использован мотив плоской арочной ниши, объединяющей окна в вертикальные звенья. Наиболее пластически выразителен обращенный к реке главный фасад. Его средняя часть выделена тосканским портиком со сдвоенными колоннами и нарядным мезонином с лоджией-раковиной «миловиды». Убранство дополнено медальонами и рустовкой. Внутренняя планировка здания новая. Сбоку к флигелю примыкает участок разобранной галереи-колоннады, маскирующий ныне позднюю пристройку.
Успенская церковь, стоявшая перед главным домом, сооружена из кирпича по заказу П.Б.Черкасского и храмозданной грамоте 1734 г. Выстроенная к 1736 г., она послужила образцом для новой церкви в селе Татаринцеве, ныне Раменского района; освящена в 1749 г. Небольшой домовый храм стиля барокко в 1821 г. превращен в приходский, расширен и переделан в формах классицизма. Сначала здание имело центрическую ярусную композицию с лепестковым планом. К основному объему типа «восьмерик на четверике», с массивным световым барабаном, с четырех сторон примыкали равновеликие апсидальные выступы. Короткий переход соединял храм с небольшой колокольней. Разобранные при перестройке притворы были заменены двухпридельной трапезной, алтарь и колокольня, увеличенная до четырех ярусов, украшены колоннадами дорического ордера, храм увенчан классическим карнизом. Сдержанность архитектурной декорации соединялась в облике постройки с выразительным и острым силуэтом. Однако со временем барабан с главой и верхние ярусы колокольни были утрачены. Не сохранились отделка и убранство интерьеров.
Кирпичный павильон на границе усадьбы, возможно, служил теплицей. Состоит из прямоугольного помещения с глухой северной стеной и смежного с ним повышенного объема в виде неполного восьмигранника. Подчиненный стилистике усадьбы, октагон отличается нарядностью и изящной простотой форм.