Наименование объекта | Большой дом, 1780 г., усадьба «Никольское-Урюпино» |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Красногорский район, с. Никольское-Урюпино |
Вид объекта | усадьба / элемент усадьбы |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Потехин П. |
УСАДЬБА НИКОЛЬСКОЕ-УРЮПИНО, известная рядом прекрасных памятников архитектуры, возникла в первой половине XVII в., когда она принадлежала кн. Одоевским. По опубликованным сведениям, в то время она находилась на левом берегу речки Липенки, возле деревянной церкви. Во второй половине XVII в. Н. И. Одоевский перенес боярский двор на противоположную сторону запруженной речки, а деревянную церковь заменил каменной. Эта планировочная схема легла в основу дальнейшего развития ансамбля.
Усадьба, в течение XVIII в. переходившая из рук в руки, в 1774 г. была куплена Н. А. Голицыным, владельцем соседнего Архангельского (вып. 3, № 131), который приступил к ее перестройке. На главной планировочной оси нового комплекса был разбит регулярный сад и поставлен павильон, известный под названием Белого домика. Ставший художественным центром усадьбы, он композиционно связал сад с зеленой куртиной, заменившей парадный двор. Позже на месте старого деревянного дома выстроен новый каменный Большой дом и службы, устроен обширный пейзажный парк. Реконструкция в основном закончилась к 1811 г. Хозяйственный комплекс развивался на запад от жилья до 1840-х гг.
Основные элементы усадьбы сохранились без существенных изменений. Утрачены хозяйственные строения, Руинные ворота на границе с плодовым садом и парковая скульптура.
Белый домик, по характеру близкий к эрмитажам, где архитектура, скульптура и живопись слиты в гармоничное целое, представляет уникальное художественное произведение среди усадеб Подмосковья. Одноэтажный с подвалом и небольшими антресолями, выходящими в парковую лоджию, он выстроен из кирпича и оштукатурен. Детали выполнены из белого камня. Здание стиля французского классицизма эпохи Людовика XVI с исключительно изящной внешней и внутренней отделкой, согласно публикациям, создано в 1776 — 1778 (1780 ?) гг. Возможным автором проекта называют де-Герна, работавшего для Голицына в Архангельском. Осевую структуру фасадов дома с одной стороны намечают крупный фронтон и портики боковых дверей, с другой — колонная лоджия, расписанная некогда фресками. В обработке стенных плоскостей с большим мастерством использованы коринфский и ионический ордера в сочетании с тонкими барельефами на античные темы. У одного из выходов долгое время стояли два мраморных сфинкса, позже перевезенные в Архангельское.
Симметричное в плане здание имеет анфиладную планировку. Центром композиции служит изысканный по пропорциям и убранству Золотой зал. Его стены и плафон расписаны по золотому фону в технике гризайль по рисункам Буше и окаймлены карнизом с тончайшей орнаментальной лепкой. В торцах зала помещены редкие по форме кафельные печи, в свое время украшенные бюстами. Смежные комнаты сохранили под поздней покраской фрагменты декоративной живописи в духе помпейских фресок. Полон изящества маленький вестибюль с куполом, расписанным «под кессоны».
Одноэтажный Большой дом с подвалом и антресолями выстроен из кирпича крепостным архитектором, очевидно, в 1790-х гг.; к 1800 г. уже существовал. Его простая архитектура с несколько гипертрофированными формами принадлежит переходной эпохе, предшествующей ампиру. Центральному залу на главном фасаде отвечает далеко вынесенный портик с террасой, с широко расставленными колоннами и тяжелым фронтоном. Ему соответствует
лоджия, обращенная в парк, с таким же деревянным фронтоном. Антаблемент лоджии прорезают полукруглые окна, в совокупности с ее сдвоенными колоннами образующие эффект аркады. Деревянные лестницы в лоджии заменили собой прежнюю наружную каменную лестницу с двумя всходами. Тамбур и монументальная терраса у торцов здания — 1860-х гг. В последние годы антресоли превращены во второй этаж, окна их увеличены и пробиты новые на месте прежних филенок. Частично изменена планировка с продольным коридором и анфиладой парадных комнат. Увеличен главный, сначала танцевальный, затем библиотечный зал; портики у его торцевых стен с балконами для музыкантов утрачены. От внутреннего убранства сохранились двери с филенками и одна из кафельных печей.
Одноэтажный с мезонином кирпичный кухонный флигель начала XIX в. с позднейшими переделками уцелел фрагментарно, подлежит восстановлению.
Никольская церковь построена из кирпича в 1664 — 1665 гг. крепостным зодчим Одоевских Павлом Потехиным. По композиции и конструктивным приемам она напоминает церкви в других вотчинах этих владельцев — Архангельском (вып. 3, № 131) и Маркове, ныне Раменского района.
Здание состоит из двустолпного одноглавого четверика с четырьмя приделами по углам, повторяющими форму храма. Восточные приделы двусветные, западные, расположенные на открытой террасе над папертью, имеют вследствие этого пониженное внутреннее пространство. Между ними, на месте прежней настенной звонницы помещается небольшая колокольня, сооруженная по проекту М. Д. Быковского в 1840-х гг. В результате реставрационных работ, проведенных по исследованиям О. С. Горбачевой в 1970 — 1980-х гг., восстановлены завершение основных объемов ярусами кокошников, покрытие малых глав поливной черепицей, характер оконных проемов. Беленые фасады здания украшены разнообразными наличниками и вставками из муравленых изразцов, дополняющих архитектурное убранство из лекального кирпича. Характерны перспективные резные порталы с деталями «штучного набора».
Своеобразна конструкция перекрытия центрального объема, обусловленная сдвижкой столбов к западной стене и устройством светового барабана. Она представляет собой сложную комбинацию частей сомкнутого и коробового сводов с арками, перекинутыми со столбов на стены. В толще западной стены устроена лестница, ведущая на второй ярус. Внутри здания стены и своды оштукатурены и побелены при последнем ремонте. Иконостасы, в том числе главный, 1840-х гг., исполненный по рисунку Быковского, утрачены.
Парк по своему характеру и времени возникновения делится на две части. Обвалованный регулярный участок с аллеями стриженых лип и четкой планировкой разбит в последней четверти XVIII в. Он начинается от Белого домика открытым партером, который приводит к копаному квадратному пруду с «островом уединения». Некогда здесь стояла скульптурная группа, партер украшали вазы. В глубине парка находятся еще два искусственных пруда, один из них высох. Зеленый массив граничит с Московской рощей из хвойных пород и с плодовым садом, куда вели романтические Руинные ворота. Пейзажная часть парка возле Большого дома, огибаемого запруженной речкой, относится к началу XIX в. Образованная местными, преимущественно лиственными породами с вкраплением сосны, она сохранилась незначительными фрагментами.