Наименование объекта | Храмовый комплекс:1. церковь иконы Божией Матери Боголюбской, 1890-е гг.2. церковь Николая Чудотворца, 1821 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Красногорский район, пос. Павшино |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС XIX в. образован холодной Никольской и теплой Боголюбской церквами, стоящими рядом на высоком берегу Москвы-реки. Хронологически разделенные полувеком кирпичные здания, различные по типологии и стилю, ярко характеризуют культовую архитектуру своего времени.
Господствует в комплексе высокая Никольская церковь стиля ампир, сооруженная в 1817 — 1821 гг. взамен деревянной. Бесстолпный четверик основания храма несет массивную световую ротонду, покрытую полусферическим куполом с люкарнами по странам света. Нижнюю часть объема украшают колонные портики тосканского ордера, верхнюю — схематизированные сдвоенные пилястры. Смежная с храмом небольшая зальная трапезная, необычная скруглением боковых стен, сначала была двустолпной; при реконструкции в 1881 г. перекрыта системой арок и парусных сводов. Ее внешнее оформление ограничивается рустовкой углов и креповкой криволинейных участков фасадов. Осевую структуру здания завершала колокольня из трех квадратных в плане ярусов. Разборка этого важного элемента композиции грубо исказила пропорции и выразительный силуэт памятника.
Цельность внутреннего пространства храма нарушена устройством перекрытий; отделка помещений, кроме пола из каменных плит, новая. Иконостас и утварь конца XVII в., перенесенные из московского Зачатьевского
монастыря, отсутствуют.
Боголюбская церковь строилась с 1866 по 1873 г. на средства прихожан. Окрашенное по кирпичу здание с белокаменным цоколем и карнизами своей планово-пространственной композицией близко церковным трапезным второй половины XIX в. Бесстолпный четверик храма приземистых пропорций перекрыт системой вспарушенных сводов. Центральный из них несет глухой деревянный, обшитый железом граненый барабан с шатровой кровлей. В интерьере восточная стена основного объема заменена столбами и арками, отделяющими пониженные ячейки трех алтарей, из которых средний увеличен апсидой. Архитектура здания основана на принципах классицизма, но привлечение национальных мотивов и трансформация классических форм сообщают ей эклектичный характер. Осевая структура фасадов подчеркнута полукружием апсиды и небольшим западным притвором, с других сторон — киотами с полукруглым, поднятым над карнизом тимпаном. Несложная кирпичная декорация исполнена простейшими средствами. Рисунок деталей и профилей упрощен.
Помещение храма украшают три поставленных в ряд трехъярусных иконостаса с иконами и резьбой, современные постройке церкви. Утварь, киоты и металлическое ограждение солеи — 1890-х гг. Стены и своды покрыты масляной живописью, возобновленной в 1975 г. В церкви находится деревянная скульптура — Распятие.