Наименование объекта | Церковь Иоанна Предтечи, 1864-1886 гг., усадьба «Грибаново» |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Лотошинский район, с. Грибаново |
Вид объекта | no |
Датировка | 1864-1886 года |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы ведутся |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Село Грибаново, по старому административному делению, входившее в состав Волоколамского уезда, в ХVIII-ХIХ вв. принадлежало помещикам Татищевым. Кирпичная церковь Иоанна Предтечи, построена вместо обветшавшего деревянного храма 1769 года в 1864-1886 годах. Церковь строилась в два этапа. В 1364-1869 годах были возведены трапезная и колокольня. Собственно храм удалось закончить не ранее 1886 года. На постройку церкви был использован кирпич разобранного полотняного завода. Во второй половине XIX века, прилегавшая к церкви территория, была обнесена кирпичной оградой. Рядом с церковью возвели небольшой дом причта. В конце XIX в. усадьба Татищевых, сформировавшаяся, по- видимому, в первой половине столетия, отошла в казну. Здесь было организовано лесничество. От всего комплекса кроме церкви и дома причта, в настоящее время фрагментарно сохранился главный дом , хозяйственная постройка и остатки пейзажного парка.
Перестройки и утраты: Утрачены кровли здания. В южной стене трапезной сделан большой пролом. Детали архитектурной декорации сильно попорчены. Убранство интерьера не сохранилось. Большая часть штукатурной поверхности стен утрачена. Полы прогнили.
Описание памятника: Церковь Иоанна Предтечи расположена в стороне от села, в восточной части усадьбы. Здание кирпичное, на белокаменном цоколе, выстроено в стиле эклектики, тяготеющей к псевдорусским формам. Стены снаружи оштукатурены и побелены. Памятник имеет традиционную трехчастную композицию, состоящую из двусветного четверика храма, пониженной полуциркульной в плане апсиды, двухпридельной трапезной и трехъярусной колокольни. Собственно храм увенчан небольшим, цилиндрическим световым барабаном. Апсида несколько уже четверика храма, трапезная — значительно шире. По высоте они одинаковы. Ярусы колокольни прямоугольные, со скошенными углами, увенчаны небольшим деревянным шатром каркасной конструкции. В фасадном убранстве здания использованы типичные для данного стилистического направления декоративные элементы, выполненные с применением белого камня. Проработка деталей, несмотря на некоторую сухость и графичность, обладает высоким профессиональна качеством исполнения. Углы четверика храма закреплены широкими штукатурными пилястрами, украшенными крупными
перспективными вертикальными филенками. Все фасады четверика над широким белокаменным венчающим карнизом, усложненным поясом мелких филенок, завершены тремя небольшими декоративными кокошниками килевидной формы. Аналогичный венчающему, междуярусный карниз храма, переходящий на апсиду, трапезную и первый ярус колокольни, зрительно объединяет все части здания в единое композиционное целое. Храм, апсида и трапезная освещаются высокими арочными окнами. Боковые фасады храма, во втором свете выделены большими тройными окнами. Мотив тройного окна, фланкированного пилястрами, повторен на боковых фасадах трапезной. Окна украшены белокаменными наличниками с профилированными подоконниками и широкими килевидными архивольтами, опирающимися на гладкие с перехватами полуколонны. Аналогичные обрамления имеют дверные проемы, расположенные на северном и южном фасадах храма, окна барабана и арки звона колокольни. Внутри храм перекрыт вспарушенным сводом, прорезанным отверстием светового барабана. Апсида перекрыта конхой, трапезная — системой крестовых сводов, опирающихся на подпружные арки, перекинутые между стенами и двумя сильно сдвинутыми на восток столбами крещатого сечения. Первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом. В толще его боковых стен устроены небольшие компартименты, где были установлены деревянные маршевые лестницы, ведущие на яруса звона. Перекрытия остальных ярусов плоские. На стенах в интерьере сохранились фрагменты масляной живописи. На западной стене храма, над проёмом помещена большая композиция «Насыщение семью хлебами и пятью рыбами». По сторонам от проёма расположены «Христос и Самаритянка», и «Христос среди учителей». На северной стене храма, в простенках между окнами сохранились фигуры Серафима Саровского и Феодосия Печерского. Конху апсиды занимает изображение Пантократора. В простенке между центральным и северным окном написано «Жертвоприношение Авраама». Общий колорит живописи серый. В росписи использованы орнаменты в псевдорусском стиле и ленты «плетенки». Окна обрамлены штукатурными наличниками, в основании свода проходит тянутый карниз. В храме сохранились остатки каркасного иконостаса. Полы деревянные. Размер кирпича: 13,5×7см. Система кладки здания тычковая. Раствор известковый.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в октябре 1980 г./