Наименование объекта | Церковь Николая Чудотворца, 1825 г., середина XIX в., усадьба «Городна» |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Луховицкий район, с. Городна |
Вид объекта | памятник архитектуры |
Датировка | 1825 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры регионального значения |
Техническое состояние | реставрируется |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Никольская церковь в усадьбе Городна построена в 1825 году на средства помещика Петра Михайловича Бутурлина. В середине XIX века трапезная церкви была расширена двумя симметричными приделами, освященными во имя Сретения и Параскевы Пятницы. Тогда же, очевидно, было переложено сводчатое перекрытие и венчающий карниз апсиды. Живопись в интерьере последний раз поновлялась в начале XX века.
Перестройки и утраты: На ротонде храма и апсиде сорвано кровельное покрытие. Утрачено завершение колокольни. Переделана кровля трапезной. На окнах трапезной сбиты штукатурные наличники. Некоторые детали белокаменного декора осыпаются. В апсиде на месте центрального окна сделан большой пролом. Некоторые окна трапезной заложены. Заложены все дверные проемы первого яруса колокольни. В интерьере большая часть штукатурной поверхности стен утрачена. Фрагментарно сохранившаяся живопись сильно осыпается. Нижняя часть иконостаса сломана. Убранство интерьера не сохранилось.
Описание памятника: Никольская церковь расположена на кладбище в северной части усадьбы и обращена к дороге, проходящей через территорию комплекса, восточным фасадом. Кирпичная на белокаменном цоколе с белокаменными деталями декора церковь выстроена в стиле классицизма. Стены снаружи покрыты известковой обмазкой со следами красной и желтой покраски. Памятник имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма типа «ротонда на четверике», полуциркульной в плане апсиды, двухпридельной трапезной и колокольни. Верхняя часть четверика храма трактована как массивный постамент ротонды, завершенной круглым декоративным барабаном. Апсида несколько ниже и уже храма. Трапезная, включавшая в свой объем первый ярус колокольни, значительно превышает по ширине четверик храма. Колокольня церкви двухъярусная, столпообразная с квадратными в плане ярусами. Между ярусами расположен небольшой полуярус.
Декоративное оформление памятника лаконично и строго. Обработка более поздней трапезной подражает первоначальной архитектуре здания. Боковые фасады четверика храма обработаны четырех пилястровыми портиками, завершенными треугольными фронтонами. Римско-дорические пилястры портиков с белокаменными базами и капителями, поддерживают антаблементы с карнизами, состоящими из кирпичных и белокаменных профилей. В простенках между пилястрами портиков по сторонам дверных проемов расположены прямоугольные с белокаменными подоконниками окна, над которыми помещены круглые филенки. Дверные проемы выделены фигурными филенками. Постамент, служащий основанием ротонды, завершен белокаменным карнизом. Ротонда с северной и южной сторон прорезана большими тройными полуциркульными окнами, подоконники и архивольты с крупными замками которых выполнены из белого камня. На восточной и западной сторонах ротонды световым проемам соответствуют ложные окна. Белокаменный венчающий карниз дополнен гладким фризом. Фасады апсиды и трапезной, завершенные упрощенными кирпичными карнизами, обработаны ленточным рустом. Прямоугольные окна заглублены в высокие, начинающиеся от
самого цоколя плоские ниши с лучковыми навершиями. На апсиде в перемычки наверший вставлены небольшие белокаменные замки. На окнах трапезной сохранились фрагменты штукатурных наличников. Основание и полуярус колокольни, подобно апсиде и трапезной, покрыты ленточным рустом. На западном фасаде первого яруса устроен высокий арочный дверной проем.
Полуярус декорирован ложными тройными полуциркульными окнами. Ярус звона, прорезанный высокими арочными проемами, обработан четырех пилястровыми портиками, завершенными треугольными фронтонами. Ярусы разделены белокаменными карнизами. Из белого камня выполнены базы и капители пилястр портиков, а также замки в перемычках арок звона. Ротонда храма перекрыта куполом. Конструктивный переход от четверика к ротонде осуществлен при помощи парусов. Апсида, объединяющаяся с храмом тремя арочными проходами, перекрыта конвой. В трапезную из храма ведет широкий проем с арочной перемычкой. Очень небольшое по площади центральное пространство трапезной перекрыто плоским парусным сводом. При сооружении приделов в боковых стенах трапезной были прорублены широкие арочные проходы. Приделы перекрыты коробовыми с распалубками сводами. Интерьер колокольни для обследования не доступен.
В храме сохранились фрагменты, возможно, первоначальной клеевой живописи, прописанной в начале XX века маслом. В ротонде помещены четыре композиции на евангельские темы: «Благословение детей», «Шествие на Голгофу», «Снятие с креста» и «Воскресение». В парусах написаны евангелисты. В южном люнете храма изображено «Исцеление расслабленных», в западном — «Сретение». В простенках между окнами расположены фигуры избранных святых. Общий тон живописи несколько приглушенный, серый. В росписи использованы орнаменты, выполненные в технике гризайль. По сложности и разработанности композиции особенно выделятся обрамления фигур евангелистов. В основании люнетов проходит гризайльный карниз, состоящий из пояса сухариков и ленты меандра. Пространство конхи апсиды занимает изображение Св. духа, выполненное масляными красками в начале XX века. К этому же времени относится сохранившееся в трапезной изображение Страстной Божьей матери, расположенное на восточной стене северного придела.
В храме сохранилась верхняя часть иконостаса, cepедина XIX в, завершенного треугольным фронтоном, с большим распятием. Каркас иконостаса выкрашен в розовый цвет, накладные карнизы позолочены. В оформлении интерьера использованы тянутые штукатурные карнизы, покрывающие подпружные арки и усы сводчатых перекрытий. Полы во всей церкви покрыты метлахской плиткой. Окна забраны металлическими кубчатыми решетками. Храм, апсида и колокольня сложены из кирпича размером 28,5(29) х 14,5(15) х 7(7,5). Система кладки верстовая. Раствор известковый. Шов обработан односторонней подрезкой. Приделы трапезной сложены тычковой кладкой из кирпича размером 26 х 11,5(12) х б,5(7). Раствор известковый. Шов обработан односторонней подрезкой. Характерный для первой половины XIX века образец культового здания в стиле классицизма, является составной частью комплекса усадьбы Городна.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1986 г./