Наименование объекта | Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», начало ХХ в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Луховицкий район, с. Перевицы (Перевицкий Торжок) |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | начало XX века |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | реставрация не проводилась |
Архитектор | - |
Исторические сведения: В селе Горки (современное название Перевицы или Перевицкий Торжок) в 177З г. была построена Никольская деревянная церковь. В середине XIX в. в трапезной было устроено два придела: Скорбящей Богоматери и Иоанна Богослова. В 1892 г. вместо разобранного храма был построен временный молитвенный дом с престолом Скорбященской Богоматери. Ныне существующая церковь (очевидно, во имя Скорбящей Богоматери) сооружена после 1909 г.
Перестройки и утраты: Разобраны верхний объем храма и завершение колокольни. Арочные окна переделаны в прямоугольные. Не сохранились иконостасы, церковная утварь.
Реставрационные работы не проводились
Описание памятника: Церковь расположена на северо-восточной окраине села, стоит обособленно от его застройки.
Кирпичная, неоштукатуренная церковь на белокаменном цоколе выстроена в формах эклектики. Симметричная продольно-осевая композиция состоит из центрического крещатого в плане храма, притвора и двухъярусной с полуярусом колокольни. Крещатая структура храма образуется благодаря ризалитам южного, северного и западного фасадов и выступу апсиды. Нижний ярус и полуярус колокольни, квадратные в плане, несут восьмигранный ярус звона с узкими диагональными гранями.
Наружное убранство церкви очень лаконично. В нем преобладают детали, в упрощенной Форме повторяющие декор, традиционный для классицизма. Значительно меньшую роль играют декоративные элементы, имитирующие формы древнерусской архитектуры. Композиции фасадов храма строго симметричны. Ризалиты прорезаны тремя проемами (центральные с юга и севера — входные), на боковые части фасадов приходится по одному окну. Проемы все в
первоначальном виде имели арочную форму, которую в настоящее время сохранили только входные проемы. Последние оформлены порталами.
Граненые «полуколонны» с белокаменными базами и капителями несут массивные килевидные архивольты. Окна имеют профилированные белокаменные подоконники. Углы ризалитов и объема храма отмечены пилястрами. Несложно профилированный венчающий карниз имеет белокаменную выносную плиту. Нижний ярус колокольни декорирован созвучно оформлению фасадов храма: по углам размещены пилястры, западный вход обрамлен порталом, аналогично профилирован венчающий карниз. Средний полуярус с угловыми огибающими лопатками прорезан в центре каждой грани круглым окном. Верхний ярус прорезан высокими арочными проемами звона, которые фланкированы пилястрами с белокаменными базами и капителями.
Внутреннее пространство храма имеет четырехстолпную структуру. Крещатые в сечении столпы несут подпружные арки, перекинутые между опорами и от них к стенам. Центральное пространство перекрыто плоским парусным сводом, остальные компартименты — крестовыми сводами. Помещение притвора и первый ярус колокольни перекрыты крестовыми сводами. Стены и своды оштукатурены. Завершения столпов, подпружные арки и ребра сводов обработаны профилированными карнизами. Полы в храме — дощатые, в переходе выложены белокаменными плитами (42 x 44 см.; 46 х 48 см.).
Система перевязки кирпичной кладки — тычковая, шов — подскребка; размеры кирпича: 25 х 12 х 7 см.
Пример рядовой приходской сельской церкви начало ХХ в. в сдержанных формах эклектики, в которых преобладают детали декора, в упрощенном виде повторяющие элементы, традиционные для позднего классицизма.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1987 г./