Наименование объекта | Церковь Ильинская, 1722 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Наро-Фоминский район, г. Верея |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1722 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 2) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | - |
ЦЕРКОВЬ ИЛЬИНСКАЯ (Кустарный пер., 4) кирпичная оштукатуренная, с цоколем и подоконниками из белого камня, выстроена в 1803 г. на средства прихожан. Здание, типологией восходящее к образцам XVII в., обработано в стиле раннего классицизма с чертами барокко, присутствующими как в плане, так и в сложных измельченных формах венчающих частей. Бесстолпный двусветный четверик храма поставлен на высокий подклет и перекрыт глухим сомкнутым сводом, несущим пять миниатюрных широко расставленных глав. Прямоугольному алтарю с апсидальным выступом в центре отвечает притвор, занимающий место трапезной. Общую композицию завершает колокольня из трех квадратных в сечении ярусов.
Структура фасадов храма основана на принципе регулярности. Ось симметрии намечают фронтоны, карнизные пояса делят плоскости на три яруса, широкие лопатки — на три прясла. Скупое убранство ограничивается плоскими надоконными нишами и разработкой венчающего
карниза зубчиками и городками-кронштейнами. Язык художественных форм памятника перекликается с декоративными приемами близкой по времени городской церкви Константина и Елены (вып. 4, № 22 ).
Высокое целостное пространство храма хорошо освещено. Верхние окна имеют крутые отливы, нижние заключены в напольные амбразуры. Согласно старой традиции два окна размещены в западной стене четверика, по сторонам прохода в храм из притвора. Стены и своды помещений окрашены, полы бетонные с мозаичными вставками — 1890 и 1905 гг. Иконостас в четыре яруса икон собран из разнородных элементов в 1949 г. В нем обращает внимание красивый портал «царских врат», исполненный в стиле классицизма.
В подклете церкви находится придел. В его алтаре и на низком полулотковом своде — живописные клейма работы 1949 г. Трехъярусный иконостас из мореного дуба, конца 1890-х гг., перенесен из церкви села Благовещенье (вып. 4, № 45). Пол настлан метлахской плиткой в 1901 г.