Наименование объекта | Церковь Рождества Христова, 1715-1717 гг. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Наро-Фоминский район, с. Ильинское |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1715-1717 года |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | руинирована |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Сельцо Ильинское на речке Рудь Крапивенского стана Верейского уезда известно с начала ХVI в. В 1643 г. оно оказалось во владении И.С. Слепушкина, который построил в 1650 г. деревянную Ильинскую церковь. Его потомок И.П. Слепушкин выстроил каменный храм. В 1715 г. в нем были освящены Покровский и Ильинский приделы, а в 1717 г. — главный Христорождественский храм. В cepедине ХVIII в. имение перешло к М.Г. Белеутовой, в 1795 г. было продано А.С. Маеровой, а в 1797 г. – Ф.А. Андрееву.
В 1809 г. в храме сделан вместо дощатого лещадный пол. В 1821 г. при владельце Остафьеве «в храме были исправлены трещины, крыша и придел Св. Пророка Илии сделан теплым, для чего и поставлена капитальная стена» (эта перегородка не сохранилась). В 1852 г. Ильинское принадлежало П.П. Воейкову.
До конца XIX в. сохранялись все три первоначальных иконостаса. В 1912 г. отмечен новый иконостас в теплом правом приделе, каменный пол в главном храме и плиточный — в приделах. На всех окнах сохранялись крюки от железных ставень. Церковь не была расписана.
Близ храма стояли надгробия над могилами Остафьевых, Воейковых, гранитная часовня над семейным местом помещиков Русановых. Усадьба в это время уже не было. Сохранились фотографии А.Н. Ильина 1912 г.: вид кладбища, главного иконостаса и царских дверей придела.
Церковь закрыта в 1930-х годах. В середине XX в. еще сохранялась алтарная апсида и своды трапезной.
С запада от церкви — действующее кладбище.
Перестройки и утраты: В последние десятилетия утрачено: главный алтарь, завершение храма и колокольни, своды трапезной и ее южного алтаря, кровли, полы, иконостасы. Сильно повреждена кладка стен трапезной, утрачены наличники окон, карниз; у здания разрушен цоколь.
Описание памятника: Церковь расположена на высоком западном берегу небольшой речки Рудь, на погосте. Старое живописное село раскинулось по обоим берегам реки. Храм возвышается над окружающей местностью, хорошо виден с дальних точек открытой речной долины, однако, в настоящее время сильно заслонен высокими деревьями. Выразительный силуэт церкви с двумя равными по высоте вертикалями основного объема и колокольни много потерял с утратой завершений и алтарной апсиды.
Здание обладает трехчастной продольно-осевой пространственной структурой. Храм типа «восьмерик на четверике» с высоким, но односветным основанием, завершен круглым глухим барабаном. Примыкавшая с востока к четверику апсида, сохранившаяся в цокольной части, известна по фотографии: полукруглая, далеко выдвинутая, завершавшаяся первоначально очень высокой и крутой, очевидно тесовой (отпечаток ее виден на восточной стене храма) кровлей. С обеих сторон западную часть четверика охватывают приделы трапезной с полукруглыми апсидами. Вытянутая с севера на юг, покрытая некогда двускатной кровлей, двухстолпная трапезная по высоте соответствовала алтарю (стены сохранились до карнизов). Монументальная трехъярусная колокольня близка звонницам ХVI-ХVII веков. Гладкий восьмигранный столп, перекрытый по кружалам восьмидольной кровлей, лишь в верхней части прорезанный небольшими пролетами звона, поставлен на квадратное основание с мощными угловыми пилонами и широкими сквозными арками в первом ярусе. Аналогичной формы второй ярус представляет самостоятельное помещение.
Имеются два входа в храм — западный, через колокольню, и северный. Внутристенная лестница на звон отсутствует. С юга в верхней части четверика
имеется входной проем, к которому, по-видимому, была приставлена деревянная наружная лестница.
Храм выстроен в характере архитектуры конца ХVII в. и принадлежит к художественному направлению, памятники которого отличаются крайней простотой убранства. Облику колокольни свойственна суровая сдержанность, обусловленная слабой расчлененностью объемов и почти полному отсутствию декора.
Несимметрично распределение проемов памятника: с северной стороны четверика вход и окно, с южной — одно окно. На северной стене трапезной отсутствует западное окно. В восьмерике имеются лишь два окна — на северной и южной грани. Все проемы здания, кроме арок колокольни, перекрыты трехцентровыми перемычками.
Декоративное убранство выполнено из кирпича. Углы четверика храма, второго яруса и восьмигранного столпа колокольни обработаны широкими лопатками. Аналогичные лопатки ограничивали фасады трапезной (сохранились фрагментарно). Грани восьмерика обработаны большими нишами. По четверику и второму ярусу колокольни проходят профилированные карнизы с пояском поребрика (на колокольне сильно разрушен). Аналогичные карнизы венчали алтарь и трапезную. Карниз восьмерика — набор полочек.
Окна и двери в храм помещены в рамочные наличники с горизонтальной перемычкой и «ушками”. Окна восьмерика утоплены в ниши. Следа декора трапезной едва прослеживаются. Судя по обмерному плану и фотографии нач. 1960-х годов, проемы трапезной имели наличники с широко расставленными полуколонками, соединенными килевидным архивольтом. Лишь одна такая колонка — левая на южной апсиде — сохранилась. Арки пролетов «звона» обведены тонкими бровками. Под прямоугольным западным окном промежуточного яруса колокольни помещена квадратная профилированная ниша киота.
Просторный главный храм, доминирующий в пространственном отношении, несмотря на скудное освещение, не выглядит мрачным. Переход к восьмерику, перекрытому сомкнутым сводом, осуществляется при помощи ступенчатых тромпов. В алтарь ведут три проема, в трапезную — один неширокий проем. Окна главного храма и трапезной — с глубокими откосами. Трапезная сохранила остатки квадратных столбов, на которые опирались рухнувшие своды. Конха северного алтаря сохранилась. В алтарях приделов имеются ниши. Низкий проем с трехцентровой перемычкой ведет на открытую паперть под колокольней, перекрытую крестовым сводом. В палатке над папертью свода нет, при помощи ступенчатых тромпов осуществляется переход к восьмигранному столпу, также без свода. Кровля колокольни была устроена по кружалам и обрешетке. Столп внутри не расчленен на ярусы; звонили, по-видимому, прямо с нижней площадки.
Церковь внутри не оштукатурена (кроме арок паперти) и подбелена. Тромпы, свод восьмерика и арки паперти укреплены металлическими связями. Сохранился верхний, увенчанный крестом, киот главного иконостаса барочной формы, с волютами и лучковым профилированным карнизом.
Памятник выстроен из кирпича размером 27 х 13,5-14 х 6-7 см. (восточная стена 29-30,5 х 15 х 8,5-9 см.), в системе русской кладки на известковом растворе, с обработкой шва затиркой. Здание побелено по обмазке. В окна вставлены кубчатые металлические решетки.
Несмотря на существенные утраты, церковь имеет большой историко-архитектурный интерес, как представитель одного из значительных художественных направлений зодчества первой четверти ХVIII столетия.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1982 г./