Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Святой Троицы, 1903 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Ногинский район, с. Балобаново
Вид объекта no
Датировка 1903 год
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: По сведениям местных жителей, Троицкая церковь была построена по заказу купца Липина, имевшего в селе ленточную фабрику (в здании которой сейчас находится макаронная фабрика). Церковь была построена в 1903 г.

Перестройки утраты: Повсеместно сильно повреждена кирпичная кладка. Разрушено завершение звонницы. Утрачено завершение храма (по-видимому, только крест). С севера, юга и востока к зданию примыкают современные пристройки. Внутри устроено междуэтажное перекрытие (остались одни балки). Полы разобраны. Не сохранилась значительная часть росписей.

Описание памятника: Церковь расположена на юго-западном краю села, на ровном рельефе. Хорошо просматривается в радиусе нескольких километров. Кирпичное неоштукатуренное здание выстроено в характерных для нач. XX в. формах стилизаторства, с имитацией византийского, древнерусского и закавказского зодчества. Симметричная продольно-осевая в плане композиция, состоит из храма, развитой алтарной части и западного притвора со звонницей. Центральное место в композиции принадлежит храму, четверик которого несет многогранный световой барабан, завершенный ребристым конусовидным покрытием. Форма покрытия, заимствованная в закавказской архитектуре, во многом определяет своеобразный силуэт памятника. С востока и запада примыкают равные, несколько пониженные по отношения к храму, объемы алтаря и притвора, чуть более узкие по сравнению с четвериком. Прямоугольная в плане алтарная часть в центре восточного фасада имеет пятигранный выступ. Над притвором возвышается звонница. Декор, выполненный в плоскостной манере, имитирует формы древнерусской и византийской архитектуры. Фасады четверика завершены пергой килевидной декоративной закомарой. Центральная ось отмечена выступающим тамбуром — крыльцом, украшенным приземистыми полу- и трехчетвертными колоннами, и выложенным на глухой стене над крыльцом крупным стилизованным крестом. Боковые части фасадов прорезаны каждая двумя окнами второго и третьего света. Узкие арочные окна с профилированными архивольтами, расположены не на одной оси окна

третьего света, сдвинуты к центру (друг к другу) относительно нижних проёмов. Грани барабана храма, по осям которых расположены узкие арочные окна, завершены щипцами, образующими непрерывный зубчатый пояс по всему периметру барабана.

Одинаково решенные фасады алтаря и притвора, с двумя арочными окнами первого света и размещенным на центральной оси окном второго света, декорированы несложным по рисунку фризом. Глухой восточный фасад обработан крупными вертикальными нишами. На западном фасаде расположены прямоугольный входной проем и полукруглое окно над его перемычкой, объединенные общим арочным перспективным порталом. Над порталом проходит пирамидально построенный аркатурный пояс. Ярус звонницы прорезан тремя проемами: повышенным арочным в центре и более узкими боковыми, имеющими перемычки в четверть окружности. Своеобразно решено внутреннее пространство церкви, в котором также отразилось стремление к подражанию византийским и ранним древнерусским храмам. Барабан опирается на подпружные арки и конические тромпы. Его шестнадцатигранное основание несет параболический свод, со слегка нависающими над подкупольным пространством пятами. Свод прорезан узкими окнами с небольшими распалубками. Храм отделен от алтаря стеной, не достигающей свода, что напоминает алтарные преграды древних памятников. Стена прорезана тремя арочными проемами (центральное — выше боковых). Помещение алтаря перекрыто цилиндрическим сводом. Открывающееся в храм во всю свою ширину пространство притвора, также перекрыто цилиндрическим сводом. Внутренняя кирпичная лестница на звонницу, имеющая вход снаружи, размещена в северной половине западной стены притвора. В интерьере сохранились фрагменты масляной росписи. В куполе изображено «Отечество», между окнами барабана — одинаковые композиции включающие медальон с цветами, крест на Голгофе и св. Дух. На северной стене по сторонам входа помещены Крещение (с запада), Софья, Вера, Надежда, Любовь (с востока). Система перевязки кирпичной кладки — тычковая, шов — валик, размеры кирпича: 26,5 (27; х 13 х 6,5 (7) см.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в августе 1986 г./