Наименование объекта | Церковь Покровская, 1807 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Одинцовский район, с. Акулово |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1807 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 2) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | реставрация проведена |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Первое упоминание о деревне Акуловой Сетунского стана Московского уезда относится к 1627 году,когда она принадлежала А.И.Загряжскому. В 1646 году Акуловым владел А.И. Сабуров, а с 1670 года — А.И. Хитрово. При этом владельце в 1676 году здесь была выстроена первая деревянная церковь Покрова Богородицы. От Хитрово в 1692 году Акулово перешло в вотчину московского Страстного монастыря, а в 1693 году отошло сибирским царевичам Василию и Дмитрию Алексеевичам. От вдовы последнего в 1722 году имение перешло к ее брату — М.В.Долгорукову. В I791. году его племянник М.В.Долгоруков продал Акулово гр.В.П. Разумовской. При помещице Разумовской в 1807 году была выстроена существующая каменная Покровская церковь с Казанским и Никольским приделами, а также дом причта. Место старого храма отмечено колодцем. В 1812 году усадьба была продана Н.И. Сурмину. В сер. XIX века ею владела помещица Е.А.Тимашева. При ней в 1857 году стены главного храма впервые были расписаны «иконописным письмом…, в остальных же двух приделах выкрашены». Первоначальный иконостас храма был «с золоченой резьбой по белому крашеному фону, изображающему вырезанные цветы и траву, в два яруса… Верх царских дверей изображает вырезанный из дверей полукруг – вниз». Существующий иконостас следует отнести к концу XIX века.
На рубеже XIX-XX веков старый «лещадный» пол сменился плиточным. В 1890 году усадьба Акулово принадлежала А.Н. Говоровой, а в начале XX века — С.И. Карзинкиной, в гостях у которой бывал И.И. Левитан. Усадебные строения нач. XX века, расположенные далеко от храма, сохранились.
Перестройки и утраты: Памятник прекрасно сохранил первоначальный внешний облик и убранство интерьера кон. ХIХ в. К южному фасаду пристроено небольшое помещение крещальни. В 1980 году был отремонтирован подвал. Тогда же поновлена, а местами и написана вновь живопись в интерьере и на фасадах.
Описание памятника: Покровская церковь расположена на северной окраине села Акулова. Северный фасад храма обращен к сельской улице и к стоящему через дорогу дому причта. Небольшая церковная территория обнесена новейшей оградой с металлическими решетками на кирпичных столбах и парапете. Ворота расположены напротив главного входа в храм. На территории немного деревьев, поэтому памятник хорошо просматривается издали. Лучший вид на церковь открывается с востока, при подходе от пл. «Отрадное». Кирпичный оштукатуренный храм выстроен в стиле классицизма. Памятник принадлежит к центрическим в основе, двухколоколенным культовым сооружениям с идентичной обработкой фасадов. Невысокий односветный кубический объем увенчан круглым световым барабаном. Главный западный фасад акцентирован двумя цилиндрическими башенками колоколен. Над центральным куполом возвышается шпиль, несущий шаровидную главку с четырехконёчным крестом. Колокольни завершены аналогичными главками на конусах. В основании куполов колоколен помещены лучковые фронтончики с ложными люкарнами. Углы основного объема обработаны широкими штукатурными лопатками, частично рустованными. Центры фасадов подчёркнуты раскрепованными белокаменными пилястровыми портиками с фронтонами и спаренными крайними пилястрами. В центре портиков расположены входы в храм. На боковых фасадах они фланкированы окнами, на западном — аналогичными входными проемами, ведущими на колокольни, восточная алтарная стена прорезана только окнами. Композиции на боковых участках фасадов напоминают трехчастное окно в арочной нише, в котором световой проём лишь центральный. Па западе вместо центральных окон помещены киоты. Узкие окна, освещающие лестничные помещения, расположены между спаренными пилястрами западного портика.
Здание опоясано широким гладким белокаменным цоколем, из которого вырастают не имеющие баз пилястры. Капители пилястр профилированы. Цоколь прорезан горизонтальными окнами подвала. Под окнами основного объема, выше их перемычек, а также под проёмами звона проходят гладкие белокаменные тяги. Арочные проёмы звона и окна барабана перекрыты арочными перемычками. Антаблементы основного объема и завершения состоят из
широкого нависающего фриза и тонко профилированного белокаменного карниза с сильно вынесенным верхним профилем. Церковь окрашена охрой с побелкой деталей. Оживление в облик строго храма вносит яркая масляная живопись, заполняющая верхние простенки над проёмами портиков, полуциркульные впадины и киоты. Многофигурные композиции на Евангельские сюжеты выполнены в 1980-х гг. в подражание древнерусским фрескам. Прямые решётки окон и проёмов звона характерны для позднего классицизма. Решётчатые двухстворчатые металлические двери выкрашены в зелёный цвет. Декоративны зелёные снаружи и белые внутри ставни, вставленные в каждое окно. Кровли храма (на куполах – «в шашку») также зелёные. Главки и кресты вызолочены.
Интересно разработан интерьер четырёхстолпного храма. Группирующиеся вокруг доминирующего центрального пространства компартименты отличаются разнообразием конфигурации и формы сводов. Световой барабан центрального помещения покоится на крещатых столбах, подпружных арках и парусах. Купол барабана имеет высокую стрелу подъёма. Вытянутые с востока на запад боковые помещения приделов перекрыты крестовыми сводами. Алтари размещаются в восточной части храма. Центральное алтарное помещение имеет скруглённую восточную стену и перекрыто конхой. Его боковые окна расположены в нишах-экседрах (большое сходство имеет построение алтаря Никольского храма в г. Лосино-Петровске,1822г.). Центральный алтарь соединён арочными проходами с квадратными в плане помещениями боковых алтарей, перекрытых полулотковыми сводами. Помещение западного притвора со сводом-конхой аналогично главному алтарю. Здесь находится деревянный балкончик хор, ограждённый балясником. Помещения под башнями (притворы приделов) имеют скруглённые западные стены и перекрыты конхами. От первоначальной отделки интерьеров сохранился лепной карниз в основании барабана, отделанный модульонами и розетками, а также характер росписи купола и арок в стиле ампир.
Среди рисованных кессонов купола помещена двухчастная многофигурная композиция «Новозаветная Троица», решённая в грязновато приглушённых тонах. Фигуры ангелов отличаются разнообразием и экспрессивностью поз. Подпружные арки также расписаны кессонами. Остальная масляная живопись храма, повторяющая композиции Владимирского собора в Киеве, выполнена в ярких тонах. В простенках барабана помещены фигуры апостолов, в парусах — Евангелисты, на столбах — Святители Московские. Своды приделов и западные стены расписаны многофигурными композициями на евангельские темы. От прочих по своеобразной манере исполнения отличается живописное панно в конхе хор – «Воскрешение Лазаря» выполненное в 1980г. Алтари храма фрагментарно расписаны изображениями святых в медальонах и картинами из евангельской истории. Композиция из трех иконостасов в псевдорусском стиле едина. Боковые иконостасы идентичны. Плоские трёхъярусные сооружения, из которых центральное выше я разнообразнее по деталям, завершены кокошниками. Боковые иконостасы трёхъярусные, в центральном — четвертый Пророческий чин размещён в тимпанах кокошников. Рамы верхних ярусов иконостасов разнообразны. Царские Врата всех трех иконостасов – ажурные. Иконостасы изобилуют золоченой резьбой, помещённой на золотом же фоне. В главном алтаре стоит резная эклектическая сень кон. ХIХв. Главное паникадило хрома в стиле эклектики неординарно. В церкви поздние плиточные полы с центральным «ковром» богатого и красочного рисунка. Входы на колокольни расположены с улицы. На «звон» ведут две деревянные винтовые лестницы, расположенные в круглых шахтах. Под всем зданием имеются подвалы с низкими, перетекающими один в другой сводами. Подвал повторяет плановую схему храма. Его помещения перекрыты лотковыми, полулотковыми сводами и конхами. В подвале сделаны современные плиточные полы. Входы в подвал симметрично расположены с западной части боковых фасадов.
Замечательный образец храма начала ХIХв. в стиле зрелого классицизма, принадлежащего к кругу редко встречающихся центрических двухколоколенных сооружений.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1986 г./