Наименование объекта | Усадьба «Подушкино»:1. главный дом, 1874-1885 гг.2. флигель, 1874-1885 гг.3. парк4. церковь Рождества Христова, 1759 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Одинцовский район, Барвиха |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
УСАДЬБА ПОДУШКИНО на высоком правом берегу речки Самынки восходит к середине XVIII ст., когда село Рождествено, Подушкино тож, бывшее вотчиной Милославских, перешло в руки Воейковых. К 1770-м гг. здесь стояли деревянный одноэтажный господский дом, возле него каменная церковь, был разбит регулярный плодовый сад. Сложился небольшой усадебный комплекс с характерной структурой, сохранившейся в основных чертах при его дальнейшем развитии.
Первую треть XIX в. усадьбой владел Г.С. Кушников, затем Казаковы. В конце 1860-х гг. они передали ее дочери, в замужестве Веригиной, в будущем баронессе Мейендорф. При ней, в 1880-х гг., усадьба подверглась коренной реконструкции с обновлением застройки в духе своего времени. Новый художественный ансамбль, стилизованный под французскую архитектуру рубежа XV — XVI вв., создан по проектам П.С. Бойцова, очень живописен и органично связан с природноландшафтной средой. Ядром композиции служит асимметричная группа жилых построек во главе с домом, стоящая на кромке надпойменной террасы. По традиции дом обращен к водному зеркалу пруда, устроенного на маленькой речке, главным фасадом выходит на обширную круглую луговину партера, ограниченную по сторонам зелеными кулисами парка. От дома расходятся лучи дорожек и аллей, связывающие его с хозяйственным двором и участками парка, где находились оранжереи и небольшой, ныне засыпанный пруд. Удаленный от центра усадьбы хозяйственный комплекс сохранился частично, утратив прежнюю планировку и многочисленные деревянные службы. С селом Рождественым усадьбу связывает длинная, около 1,5 км сначала березовая, затем смешанная сосновая и лиственничная аллея.
Д ом и соединенный с ним флигель сооружены в 1885 г. Двухэтажные здания на полуподвалах, с мансардами, сложены из кирпича с применением тесаного натурального камня. Асимметричная пространственно развитая композиция дома сформирована группой разнообразных объемов под самостоятельными высокими кровлями. Из них три шатровые башни сообщают зданию романтический облик средневекового замка. Перед домом со стороны пруда устроена обширная искусственная терраса на подпорной стенке, которая служит ему мощным стилобатом. Динамизм и живописность силуэта постройки усиливают чердачные окна и печные трубы. Решенные индивидуально фасады богато пластически разработаны с помощью выступов, ризалитов и эркера. Наряду с разнообразием декоративных элементов из арсенала позднеготической и ренессансной архитектуры важным средством художественной выразительности здания служит чередование гладких и рустованных плоскостей, а также прием сопоставления окон нескольких размеров и типов. Существенную роль играет цветовая гамма фасадов, облицованных двухцветным кирпичом и белым камнем.
Свободная планировка дома, наиболее характерная на первом этаже, включает вестибюль с парадными лестницами, холл и пять комнат, три из которых образуют короткую анфиладу. На втором этаже этим комнатам соответствует большой танцевальный зал с выходом на верхнюю террасу. Интерьеры, частично обновлявшиеся в начале XX в., нарядно отделаны темным полированным деревом. Филенчатые панели стен, кессонированные потолки, порталы и обрамления окон создают редкий по цельности ансамбль с чертами готики и ренессанса. Наибольшей пышностью убранства отличаются столовая и гостиная, где помещаются большие камины, а потолок в гостиной украшает гобелен, изображающий «Всемирный потоп». Эффектны «готические» интерьеры помещений парадной лестницы и граненой проходной башни с окнами стрельчатой формы и красивыми нервюрными сводами. При исследовании внутренней отделки дома архитектурной мастерской О.Е. Климова в начале 2000-х гг. на стенах парадных помещений были обнаружены остатки орнаментальных полихромных росписей. В последующие годы памятник полностью реставрирован с заменой подвального перекрытия системы Монье на
железобетонное.
Флигель связан с домом общностью стилевых и декоративных приемов, но в его архитектуре более выражены ренессансные черты. Здание состоит из двух взаимно перпендикулярных крыльев разной высоты, одно из которых служило жильем для гостей, другое было занято кухней. Это крыло покрыто мансардной кровлей.
Внешняя декорация флигеля, носящая аппликативный характер, сосредоточена на верхних участках фасадов. Здесь рельефный геометрический орнамент из красного кирпича образует на светлом фоне стен оригинальный сетчатый узор.
Отделка жилых помещений с элементами стилизации исторических форм достаточно проста. Лестницу соединяет с коридором «готическая» арка. В ряде комнат потолки кессонированы. Хорошо сохранился интерьер спальни с альковом, оформленным деревянным порталом.
Хозяйственный комплекс состоит из кирпичных одно- и двухэтажных построек, стилистически близких архитектуре усадебного дома и флигеля. Главный корпус, объединявший конюшню, каретный сарай, кучерскую, прачечную и молочную с квартирой управляющего над ней, получил усложненную объемно-пространственную структуру. Композицию и силуэт здания обогащают высокие кровли мансардного типа, шатер над лестничной башней, ступенчатые щипцы и брандмауэры. Двухэтажное крыло корпуса в своем облике носит сильный отпечаток модерна. Постройки объединяет общий колорит, основанный на сопоставлении светлого кирпича в облицовке гладких поверхностей и двухцветной рустованной кладки. Частично сохранилась кирпичная ограда комплекса. Оригинальная сторожка в виде башни с высокой кровлей, горевшая в 1996 г., восстановлена с небольшим изменением форм.
Церковь Рождества Христова, стоящая вблизи дома, единственная постройка, уцелевшая от усадьбы XVIII в. Сложенная из кирпича, оштукатуренная, она сооружена вместо деревянной на новом месте по заказу А.М. Воейкова между 1750 и 1759 гг. Здание стиля барокко с осевой композицией в основе имеет храм типа «восьмерик на четверике» с двусветным основанием и пониженным прямоугольным алтарем. Трапезная перестроена с увеличением площади в 1870 г. на средства Веригиной. В 1930-х гг. памятник был лишен верхних ярусов и сильно застроен; восстановлен по проекту и под руководством А.В. Яганова в 1990-х гг. Воссозданы восьмерик храма, покоящийся на конических тромпах, его ложный глухой, исполненный в дереве свод, и завершение граненым фонарем с фигурной главой. На колокольне возобновлен ярус звона с высоким шпилем, крест на котором в прежнее время поддерживала фигура ангела. Декоративная обработка здания достаточно сдержанна. В нижнем поясе его украшает рустовка углов, выше — пилястры и плоские ленточные наличники с «ушками» и замковым камнем. Проемы первого яруса имеют лишь наружную четверть с подставами для ставней.
Решение интерьера основано на сопоставлении различных по характеру помещений. Относительно низкая и сумрачная трапезная с балочным перекрытием своей организацией составляет резкий контраст с динамичной структурой высокого и светлого храма с вертикально устремленным пространством. Стены оштукатурены и окрашены. Иконостас временный. Пол настлан керамической плиткой.
Большой пейзажный парк смешанных пород согласно рельефу местности делится на две части. Одна из них с партером в центре и остатками липовых аллей старого регулярного сада разбита на ровном плато. Зеленый массив здесь образует в основном средневозрастная и молодая поросль деревьев и цветущих кустарников. Старые посадки преимущественно хвойных пород, в том числе пихты и лиственницы, сосредоточены возле усадебного дома. По другую сторону здания парк свободно раскинулся на крутом береговом склоне большого пруда. Водная гладь в обрамлении липово-дубового леса отражает кирпичный арочный мост, переброшенный через речку Самынку. Благодаря разнообразию ландшафта и сезонной окраски деревьев парк очень живописен.