Наименование объекта | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, вторая половина XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Орехово-Зуевский район, с. Нестерово |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Елецкий П.А. |
Церковь Рождества Богородицы построена из кирпича вместо деревянной в 1847 — 1849 гг. на средства прихожан. Положенный в основу здания один из «образцовых» проектов 1845 г. осуществлен П.А. Елецким.
Одноглавый четырехстолпный храм с обширной трапезной и колокольней в три яруса представляет собой образец официального «русско-византийского» стиля. Основной кубический объем перекрыт системой парусных сводов и завершен массивным граненым световым барабаном с луковичной главой. В архитектуре здания сочетаются приемы классицизма и древнерусского зодчества. Пилястры большого ордера подобно лопаткам расчленяют фасады храма на три прясла, симметричные композиционной оси. Легкий карниз отделяет верхнюю часть стен, где квадратные ниши воспринимаются ложными окнами. При отсутствии боковых дверей их место намечают порталы, завершенные «разорванными» фронтонами «нарышкинского» типа. Архивольты
оконных проемов получили килевидное очертание. Здание оштукатурено. Слабый рельеф и графичность прорисовки деталей сообщают его архитектуре известную сухость.
Пространственная организация основных помещений принципиально различна: присущая храму идея центричности в более низкой трапезной отсутствует. Парусные своды в совокупности со столбами и арками образуют здесь равноценные пространственные ячейки, крайние из которых занимают приделы. Расстановка опор обусловила шаг оконных проемов, сгруппированных парами.
Интерьеры здания украшает сюжетная и орнаментальная живопись, исполненная И.Г. Кленовым в 1913 г. и частично поновленная в 1970-х гг. Главный иконостас в четыре яруса с чертами московского барокко и двухъярусные в приделах эклектичны. Полы в большей части церкви выстланы метлахской плиткой, на паперти и в притворе — чугунными плитами. Окна снабжены ампирными металлическими решетками.