Наименование объекта | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вторая половина XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Старый Покров |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Церковь Покровская, кирпичная, строилась на средства прихожан в середине XIX в., видимо, по одному из «образцовых» проектов. Заложенная в 1845 г., она отделывалась и освящалась постепенно: в 1851 г. — теплая трапезная, холодный храм в 1862 г.
Здание с осевой трехчастной схемой совмещает черты позднего классицизма и псевдорусского стиля в его тоновской интерпретации. На основе плана, выработанного строительной практикой ампира, возведен двусветный четверик бесстолпного храма, перекрытый купольным сводом, несущим традиционное пятиглавие. Центральный барабан световой, малые, на квадратных постаментах, глухие. В разработке фасадов ордерные элементы получили условную трактовку, рисунок деталей упрощен, что в целом сообщает архитектуре известную сухость. Плоскости стен, разделенные пояском на два яруса, ограничены пучками угловых удлиненных пилястр и украшены крупной колончатой аркатурой, обрамляющей большие верхние окна. Нижние световые проемы помещены в арочных нишах. Антаблемент завершен деревянной карнизной
плитой.
Четырехстолпная двухпридельная трапезная связывает храм с колокольней, состоящей из трех ярусов. Массивный первый из них двухэтажный, соответствующий высоте храма, служит основанием для легких, убывающих в объеме ярусов звона. Динамизм композиции усилен вертикалями гипертрофированных пилястр, заостренной формой щипцов и архивольтов.
В организации интерьеров относительно низкая, расчлененная столбами трапезная, перекрытая системой крестовых сводов, составляет резкий контраст с высоким просторным помещением храма, наполненным светом и воздухом. Стены и своды церкви покрывает поновленная сюжетная и орнаментальная живопись конца XIX — начала XX в. Главный трехъярусный иконостас с измельченной золоченой резьбой и реминисценциями ампирных мотивов — 1850-х гг. Того же времени металлическое ограждение солеи и малые иконостасы приделов. Киоты и утварь — начала XX в. В храме интересна резаная из дерева скульптурная группа стиля барокко — «Распятие с предстоящими», перенесенная из предшествующей деревянной церкви.