Наименование объекта | Церковь Рождества Христова, 1806-1809 гг., 1855 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Павлово-Посадский район, с. Заозерье |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Церковь Рождества Христова сооружена из кирпича в 1806 -1809 гг. на средства Г.В. Рюмина. В 1855 г. небольшая четырехстолпная трапезная перестроена согласно проекта А.А. Рудольского с увеличением площади. В 1876 г. по чертежам И.М. Цвиленева надстроен верхний ярус колокольни, в связи с чем ее основание усилено прикладками и возведением боковых помещений.
Храм стиля классицизма представляет собой двусветный четверик, увенчанный купольной ротондой с люкарнами по странам света. Боковые фасады обработаны пилястровыми портиками с фронтонами, которые предполагалось выполнить в ионическом ордере, однако капители пилястр на место установлены не были. Характерны круглые окна второго света. Отвечавшие им прямоугольные в нижнем ярусе переделаны в арочные, соответствующие проемам новой трапезной. Несложные карнизы и профилированные элементы пилястр тесаны из белого камня. Квадратная двухпридельная трапезная перекрыта системой парусных сводов, опирающихся на две пары столбов. Внутренней структуре отвечает наружное членение стен пилястрами. В характере архитектурного оформления ощутимо
влияние эклектики. Объемную композицию памятника дополняет стройная колокольня в четыре яруса, сохранившая благородную простоту классических форм.
Внутри храма переход от квадратного основания к ротонде осуществлен с помощью тромпов в виде долей сомкнутого свода, прием, в архитектуре нового времени крайне редкий. Купол и стены сплошь покрыты сюжетной и декоративной недавно поновленной живописью второй половины XIX в. Очень красив современный храму высокий трехъярусный иконостас с ордерным членением, центральной арочной нишей и небольшим фронтоном. Обработанный табернаклями и карнизами изящного профиля, он покрыт тонкой золоченой резьбой, помещенной на белом поле. В той же стилистике выполнен ряд киотов. Росписи трапезной, исполненные вскоре после ее постройки, неоднократно возобновленные, сохраняют черты позднего академизма. Эклектичные резные позолоченные иконостасы приделов и утварь — 1894 г. Пол в здании бетонный с мозаичными вставками. Большинство оконных проемов заполняют ампирные металлические решетки, только в круглых окнах решетки первоначальные с крестчатым раппортом.