Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Корпус семинарский старый, 1797-1800 гг., Семинария Спасо-Вифанская
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, Птицеградская ул., 15
Вид объекта Элемент ансамбля
Датировка -
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор Болдырев С.
Описание объекта

«Старый» корпус семинарии. Построен 1797 — 1800 г.г. архитектором С. Болдыревым.

Семинария Спасо-Вифанская учреждена в 1797 г. при одноименном монастыре по инициативе Павла I, при активном участии митрополита Платона. Небольшой архитектурный комплекс стиля классицизма складывался постепенно начиная с конца XVIII в. Его асимметричная композиция обусловлена различными планировочными и художественными принципами, которые отвечали этапам его формирования. Наиболее ранний Старый корпус, поставленный над зеркалом большого живописного пруда, открыт в сторону ландшафта, и его романтическая замковая архитектура рассчитана на связь с окружающей природой. Размещение позднейших более ординарных зданий фронтом вдоль улицы отвечает приемам городской застройки XIX в. и продиктовано оформлением поселка, формировавшегося возле Спасо-Вифанского монастыря. Поставленный здесь в 1830 г. Новый корпус получил в комплексе значение главного. Из двух одноэтажных флигелей по его сторонам Столовый флигель в 1884 г. был надстроен вторым этажом и соединен с главным корпусом. Обновлялись хозяйственные постройки. В начале XX в. в центре двора возведена массивная квадратная водонапорная башня в

стилизованных формах национальной архитектуры. Кирпичные здания, за исключением башни, оштукатурены.   |

Старый семинарский корпус в два этажа по своему замыслу и “готическим” элементам декора принадлежит к романтическому направлению в архитектуре классицизма. Строился под руководством митрополита Платона с 1797 по 1800 г. Образующее в плане инициал строителя, здание ограничено восьмигранными башнями с куполами и шпилями. Ось симметрии подчеркнута полуротондой на внешнем и ризалитом на дворовом фасадах. Этим формам внизу отвечало помещение библиотеки, наверху — нарядный актовый зал с хорами и выходом на балкон. До реконструкции средней части здания, в 1830-х гг. превращенной в парадный вестибюль, корпус со двора опоясывала крытая галерея на столбах с центральной двусторонней лестницей. В единообразной сдержанной обработке фасадов, отчасти с помощью руста, активную роль играет ритмическое чередование световых и ложных окон, заключенных в арочные и стрельчатые ниши. Группировку проемов определяет план комнат, связанных анфиладной системой. Перекрытия в основном балочные, в ряде нижних помещений есть своды. Чугунные лестницы — второй половины XIX в., внутренняя отделка новая.