Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь (зимняя, 1840-е г.), Ансамбль усадьбы Марфино
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Мытищинский район, село Марфино
Вид объекта элемент усадьбы
Датировка 1844-1845 года
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) Постановление от 13.07.15 № 563:26 Об утверждении зон охраны
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор Быковский М.Д.
Описание объекта

Исторические сведения: Церковь Петра и Павла (зимняя) построена в 1770-е годы. Первоначально наружный облик здания, судя по гравюре Шалю и Бишебуа (1830-е гг.), имел псевдоготический характер. Завершался храм шатром. Фасады церкви были переделаны по проекту архитектора М.Д. Быковского в 1844-1845 гг. При этом основная объёмная композиция храма «под звоном» была оставлена прежней, но изменено завершение.

Перестройки и утраты: В интерьере над колоннадой подшит потолок. Утрачены полы.

Описание памятника: Церковь расположена в юго-западной части усадьбы, у дороги, проходя­щей от большого моста в северо-западную половину комплекса. Вместе со стоящей напротив церковью Рождества Богородицы она составляет несколько обособленный храмовый ансамбль.

Кирпичное, оштукатуренное на белокаменном цоколе здание выстроено в стиле классицизма, снаружи перестроено в стилизаторских формах. Принадлежит к типу церкви «под звоном». Основу объёмной композиции состав­ляет двусветная ротонда, усложнённая с юга и севера небольшими ризали­тами. С востока и запада к ней примыкают прямоугольные в плане равно­великие апсида и притвор, сообщающие композиции продольную ориентацию. Ротонда несёт восьмигранный барабан, служащий колокольней. Барабан за­вершён купольной кровлей, над которой возвышаемся глухой восьмигранный барабанчик с яблоком и крестом.

Наружное убранство графично по характеру и обладает тонкой проработкой деталей. На центральной оси каждого фасада расположен арочный проём (окно на востоке, с других сторон — входные проёмы). Такие же ароч­ные окна помещены на скруглённых частях стен ротонды (на диагональных осях храма).

Над входами и окнами расположены сдвоенные окна второго света, между которыми поставлены гипсовые фигурки архангелов на постаментах, опирающихся на волютообразные замковые камни. Нижние и верхние проёмы

объе­динены общими белокаменными наличниками. Рамочные наличники дробно про­филированы и завершены белокаменными прямыми сандриками. Над арочными окнами — штукатурные архивольты. Аттик над венчающим карнизом обработан штукатурными филёнками. Барабан по сторонам света прорезан большими арочными проёмами звона, а глухие диагональные грани декорированы штукатурными прямоугольными филёнками с круглыми медальонами в центре.

Кровля решена в формах, имитирующих зонтичные купола архитектуры Ренессанса.

Во внутреннее пространство ротонды вписана кольцевая колоннада из восьми тосканских колонн, несущих антаблемент, на который опирается барабан. Кирпичные фусты колонн частично сложены из белого камня. Целиком белокаменный низ колонн (примерно на полтора метра), а выше вставлено четыре белокаменных барабана. Из белого камня выполнены базы и капители колонн. Между колоннами и стенами, между окнами нижнего и верхнего света устроены хоры — деревянный настил над западной, северной и южной частями внешнего кольца ротонды. Помещение апсиды перекрыто деревянным коробовым сводом. Овальный в плане притвор имеет плоское перекрытие. В притворе установлена деревянная винтовая вокруг столба лестница, ведущая на хоры. Входные проёмы, изнутри имеющие стрельчатые перемычки (не совпадающие с наружными), сохранили тяжеловесные филёнчатые двустворчатые двери. На карнизе антаблемента фрагментарно сохранились гризайльные росписи в виде фриза акантовых листьев.

Система перевязки кирпичной кладки — ”верстовая», раствор известковый, шов — односторонняя подрезка, размеры кирпича: 27/28/ х 12/13/ х 6/6,5/ см.

Пример ротондального усадебного храма в стиле классицизма, принадле­жащий к редкому для кон. ХVIII в. типу церкви «под звоном». Фасады зда­ния, переделанные в стилизаторских формах, интересны применением скульптуры в декоре.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1985 г./