Наименование объекта | Церковь Рождества (летняя), 1707 г., Ансамбль усадьбы Марфино |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Мытищинский район, село Марфино |
Вид объекта | элемент усадьбы |
Датировка | 1701-1707 года |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) Постановление от 13.07.15 № 563:26 Об утверждении зон охраны |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Церковь Рождества Богородицы (летняя) построена в 1701-1707 гг. Утвердившееся в литературе мнение о том, что проект составлял «крепостной зодчий» В.И. Белозеров – неверно (согласно доказательствам М.В. Дьяконова, см. составленную им историческую справку по усадьбе Марфино). При натурном обследовании памятника Дьяконовым не подтвердилось и другое предположение, о котором пишет ряд исследователей (А.Некрасов, И.Грабарь) — о том, что в ХIХ веке переделывались фасады здания. К началу 1840-х гг. относятся росписи интерьера (на одной из арок отмечена дата росписей-1843 год) и двери.
В 1827 г. вокруг церкви была построена деревянная решётчатая ограда со столбами по рисунку архитектора Ф. Тугарова (не сохранилась). В середине ХIХ века в церкви был устроен новый иконостас (не сохранился).
Перестройки и утраты: Утрачены иконостас, полы из белокаменных и чугунных плит. Частично осыпались росписи.
Описание памятника: Церковь расположена в юго-западной части усадьбы у дороги, на пригорке. Вместе со стоящей напротив Петропавловской церковью составляет своеобразный самостоятельный храмовый комплекс, однако, занимает в нём доминирующее положение.
Кирпичное оштукатуренное на белокаменном цоколе здание выстроено в стиле раннего барокко. Центрический, крещатый в плане объём имеет округлую форму апсидального выступа и прямоугольные притворы с юга, севера и запада. Над ним возвышается световой цилиндрический барабан, увенчанный вторым значительно меньшим цилиндрическим световым барабанчиком с ажурным металлическим крестом. В целом композиция обладает красивым ярусным силуэтом.
Наружное убранство памятника отличается изысканным декором с тонко проработанными деталями, пластично выполненной лепниной и белокаменной резьбой. Основные фасады нижнего объёма решены в виде пилястровых портиков с треугольными фронтонами. Четыре спаренные пилястры ионического ордера с аттическими базами опираются на высокие пьедесталы. Капители имеют развитый характер, усложнены розетками и гирляндами между волютами.
Между пилястрами помещены арочные, полукруглые в сечении ниши. На центральной оси портиков расположены прямоугольные входные проёмы, над ними – восьмигранные ложные окна, обрамлённые лепными картушами растительного орнамента, в тимпане фронтона — полукруглые окна. Аналогично фасадам притворов решена апсида, но без фронтона, а вместо входа в центре здесь устроено окно. Стыки выступов апсиды и притворов со стенами ротонды оформлены ломанными в сечении пилястрами ионического ордера. Окна боковых фасадов, ротонды и апсиды — прямоугольные, украшены профилированные наличниками и прямыми сандриками. Мелко профилированные, богатые светотеневой моделировкой венчающие карнизы сильно раскрепованы над пилястрами. Основной барабан, обработан спаренными пилястрами с капителями неканонической формы. Своеобразные волюты сочетаются, в них с растительным орнаментом. Помещённые между парами пилястр прямоугольные окна обрамлены профилированными наличниками и завершены
сочными раковинами. Завершается барабан полным антаблементом. Венчающий барабан, прорезанный четырьмя окнами в прямоугольных нишах, украшен высокими волютами, помещёнными перпендикулярно относительно плоскости стены. Значительная часть декоративных деталей фасадов выполнена из белого камня: пилястры нижнего яруса (целиком), наличники с сандриками и венчающие карнизы нижнего яруса, в барабане — капители пилястр и раковины волюты венчающего барабана.
Внутренняя структура церкви отличается сложным, мастерски исполненным построением. Центральное пространство образовано кольцом внутренней ротонды, несущей световой барабан, перекрытый куполом. В центре купола круглое отверстие, открывающееся в венчающий барабан. Стены ротонды прорезаны четырьмя высокими арочными проёмами, превращающими стены ротонды в сложной формы пилоны, на которые опираются подпружные арки.
Пространство, образованное внешним кольцом ротонды, перекрыто коробовыми сводами, между которыми — подпружные арки, перекинутые от пилонов к стенам. Апсида и рукава креста перекрыты также коробовыми сводами. При этом подпружные арки, которые отделяют пространство ротонды от притворов и апсиды, имеют необычную искривлённую, форму. В западном притворе устроены хоры, опирающиеся на лучковый свод. На хоры ведёт винтовая белокаменная лестница, расположенная в угловом круглом в плане помещении, выше хор — лестница ведёт на кровлю. Проёмы изнутри имеют многоцентровые перемычки.
Немалый интерес представляет архитектурная отделка интерьера. Пилоны внутренней ротонды со всех сторон обработаны пилястрами. Сильно выступающий карниз над ними раскрепован на углах. С внешней стороны каждого пилона между спаренными пилястрами расположена полукруглая арочная ниша с оригинальной лепной раковиной в конхе. Верхняя часть внутренней ротонды и барабан декорированы спаренными пилястрами. Пилястры барабана имеют лепные, растительного рисунка капители. В интерьере сохранились масляные росписи. Купол расписан под зонтичный купол. Основной фон — голубой, с золотыми звёздами. Вертикальные полосы украшены арабесками. Арабесковые мотивы использованы также на подпружных арках, во фризах под карнизами и вокруг проёмов. Барабан, пилоны и основная часть стен выкрашена в розовый цвет. Во входных проёмах уцелели филёнчатые двустворчатые двери, украшенные резьбой (розетки, овы) с фигурными ручками. В окнах — железные решётки с квадратным раппортом; в верхней части имеют веерный рисунок с крестом в центре.
Памятник принадлежит к распространённому в московском зодчестве начала ХУШ века типу центрического храма в стиле раннего барокко. Наряду с общими для этих памятников особенностями, церковь отличается чёткими геометрическими объёмами и строгими композициями фасадов. По композиционной структуре памятник ближе всего к Духовской церкви в усадьбе Старо-Никольское (Наро-Фоминский p-он, совхоз Первомайский) 1709 г. Оба памятника как бы предвосхищают строгость и лаконичность композиционных систем классицизма.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1985 г./