Наименование объекта | Церковь Николая Чудотворца, 1902 г., усадьба «Милет» |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, г. Балашиха, с. Новый Милет |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
УСАДЬБА МИЛЕТ, “ Милое лето”, по преданию была резиденцией царевны Софьи, имевшей здесь каменные палаты в 20 комнат. Впоследствии собственность царевны Елизаветы Петровны, усадьба после 1741 г. подарена гр. М. И. Воронцову. Его наследниками продана в начале XIX в. кн. Д. Голицыну, по родству перешла к кн. Ухтомским. Последние владельцы — Кологривовы. Милет связан с памятью о Е.Р. Дашковой, неоднократно гостившей у своего брата А. Р. Воронцова.
Формирование усадебного комплекса восходит, по-видимому, к середине XVIII в., когда М. И. Воронцов выстроил здесь великолепный каменный дворец; предположительно по проекту B. В. Растрелли, и разбил при нем регулярный сад. Позднее, на рубеже XX в., в имении был громадный, в 60 десятин, липовый, сосновый и березовый парк, а также большой пруд с островами, устроенный еще в начале XVIII ст. Дно его было выстлано белым камнем. От дома к пруду шла километровая сиреневая аллея с мраморными статуями и вазами. Воронцовский дворец сгорел в 1818 г., однако до 1920-х гг. в усадьбе оставались руины каменного барочного здания. В начале 1900-х гг. вблизи позднейшего дома построена новая приходская церковь. Это здание и небольшой липовый парк, объединенные общей планировочной осью, — единственное, что осталось от обширной некогда усадьбы. Разделяющий их свободный участок был занят жилыми постройками, составлявшими архитектурное ядро ансамбля.
Кирпичная оштукатуренная Никольская церковь построена в 1904 г. по проекту Мусе, на средства C. Орлова.
Архитектура здания носит выраженный
ретроспективный характер с чертами эклектики. Трехчастная объемно-планировочная структура, отчасти конструкции и скромные мотивы наружного убранства восходят к образцам XVII в.
Бесстолпный двусветный четверик храма с полукруглой апсидой перекрыт красивым вспарушенным сводом; завершался он, по-видимому, одной главой на глухом барабане. Сомкнутый свод трапезной в XX в. выглядит явным анахронизмом. Помещения хорошо освещены крупными окнами с полуциркульным верхом. Их архивольты на фасадах образуют выразительную аркаду. Тема эта повторена и в обрамлении порталов. Традиции национальной архитектуры широко использованы при разработке кирпичных карнизов, включающих поребрик, зубчики и ширинки с фигурными вставками. Общая композиция здания завершается квадратной в основании колокольней. Отсутствие на ней верхнего яруса значительно обеднило силуэт постройки. В интерьере сохранился бетонный мозаичный пол.
Парк с четкой регулярной планировкой, построенной на двух взаимно перпендикулярных осях и характерной для эпохи классицизма, возник, по-видимому, в конце XVIII в. Его геометрическим и композиционным центром служит большая круглая поляна на пересечении широких основных аллей. Более узкие диагональные и пограничные аллеи образуют боскеты. Компактный зеленый массив оживляет открытую равнинную местность. На продолжении старого парка в 1960-х гг. заложен по его образцу молодой с трехрядными березовыми и лиственничными аллеями. Посадки ограничиваются прежним полуразрушенным земляным валом со старыми деревьями.