Наименование объекта | Усадьба городская, середина XIX — начало ХХ вв. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, Рабочая ул., 28-30 |
Вид объекта | ансамбль городской усадьбы |
Датировка | середина XIX - начало ХХ веков |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | ансамбль памятников архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы не проводились |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Наиболее старые постройки городской усадьбы на бывшей Нижней улице, появились не позднее середины XIX века. Два дома, стоявших вдоль улицы и позднее объединенных в один объем главного дома, изначально, вероятно, составляли два разных городских владения. Тогда же появилась и выходящая на улицу часть восточного флигеля, имевшая первоначально хозяйственное назначение. В конце XIX — начале XX века два владения были объединены и сильно перестроены, что предположительно было связано с размещением здесь городской управы и полицейского участка (так названы здания в экспликации к плану города кон. XIX — нач. XX вв.). Два дома были объединены; при этом промежуток между ними был застроен, корпус был увеличен с северо-востока до призматического объема и дополнен пристройкой лестничной клетки. Зданию было предано единое оформление в формах эклектики. Возможно, в этот же период появился западный флигель, хотя датировать его точно не представляется возможным из-за сильных искажений фасадов и аварийного состояния. Восточный флигель подвергся значительной переделке, а в начале XX века его объем был увеличен пристройкой большого корпуса со стороны двора. В средней части этого корпуса располагалась насосная станция сооруженной неподалеку в 1913 году артезианской скважины, питавшей городской водопровод. Вероятно, также в конце XIX или начале XX века во дворе было возведено здание каретного сарая.
В настоящее время усадьба включает:
- Главный дом, сер. XIX — нач. XX вв.
- Восточный флигель, сер. XIX — нач. ХХ вв.
- Западный флигель, кон. XIX — нач. XX вв.
- Каретный сарай, кон. XIX — нач. XX вв.
Перестройки и утраты: На территории усадьбы возведены две деревянные постройки. Сделаны кирпичные пристройки, к восточному флигелю, каретному сараю, между домом и западным флигелем. Каретный сарай и западный флигель находятся в аварийном состоянии (в стенах трещины и выбоины, перекрытия провалены, кровля худая, флигель горел).
Описание памятника: Городская усадьба занимает участок прямоугольной формы, выходящий южной стороной на Рабочую улицу. С восточной и западной стороны территорию усадьбы ограничивают соседние городские владения. С северной стороны пространство усадебного двора без отчетливой границы постепенно переходит в берег реки Клязьмы. Здесь, недалеко от склона берега реки, расположены два здания
артезианских скважин начала XX века. Усадьба играет заметную роль в застройке Рабочей улицы, на линию которой выходят главные фасады главного дома и стоящих по сторонам от него двух флигелей. Первоначально здание усадьбы составляли часть застройки северной стороны главной городской площади — Торговой (ныне застроена). Усадебные пристройки имеют характерную для исторической застройки центра города высоту. Композиционным центром усадебного комплекса, является двухэтажный главный дом, протяженный объем которого вытянут вдоль улиц. С запада от него на маленьком расстоянии стоит небольшой одноэтажный флигель. К востоку от главного дома располагается второй одноэтажный флигель, протяженный объем которого вытянут в глубь двора вдоль восточной границы усадьбы. Между домом и восточным флигелем по линии улицы находятся ворота, через которые осуществляется въезд во двор усадьбы. Во дворе, перпендикулярно к главному дому, расположен одноэтажный каретный сарай. В объемно-пространственной композиции усадьбы главный дом является доминирующим элементом. Постройки усадьбы связаны стилистически: их фасады (преимущественно уличные) отделаны в сходных формах эклектики. Западный флигель представляет собой небольшую прямоугольную в плане постройку в три окна по дворовому фасаду. Сильно искаженный уличный фасад, по-видимому, также имел три окна. Боковой западный фасад прорезан двумя смещенными в сторону улицы окнами. Восточный фасад флигеля закрыт кирпичной пристройкой, соединяющей его с главным домом. Углы объема со стороны улицы обработаны широкими лопатками. Фасады завершены кирпичным карнизом. Южный и западный фасады оштукатурены. Окна имеют перемычки лучковой формы и прямые решетки. Под зданием находится подвал, входы в который устроены на дворовом фасаде. Внутри из-за аварийного состояния, здания не обследовалось. Флигель сложен цепной кладкой на известковом растворе из кирпича размером 26(27)х13хб,5(7) см. Неоштукатуренный кирпичный каретный сарай представляет небольшую, прямоугольную в плане постройку, имевшую несколько больших проемов ворот на восточном фасаде. Фасад сильно искажен, структура его плохо читается. Остальные фасады глухие. Покрыт кровлей на один скат. Объем со стороны двора усадьбы обработан угловыми лопатками. Внутри из-за аварийного состояния здание не обследовалось.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в августе 1986 г./