Доходный дом, 1910-1913 гг., арх. К.Л. Розенкампф (в основе — главный дом городской усадьбы 2-й половины XVIII в. и флиге...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Доходный дом, 1910-1913 гг., арх. К.Л. Розенкампф (в основе — главный дом городской усадьбы 2-й половины XVIII в. и флигеля начала XIX в.). В 1814-1815 гг. здесь находился Московский Благородный пансион. В 1825-1826 гг. в пансионе Ф. Лехнера жил поэт Адам Мицкевич
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, ул. Малая Дмитровка, дом 3
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1910-1913 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние реставрационные работы ведутся
Архитектор Розенкампф К.Л.
Описание объекта

История формирования владения прослеживается по архивным и библиографическим источникам с первой половины XVIII века. К середине 1770-х годов на рассматриваемом участке был возведен усадебный комплекс в классическом стиле. В конце XVIII — начале XIX веков владение расширялось за счет участка по Настасьинскому переулку.

Во время войны 1812 года усадьба была разорена, но при пожаре не пострадала. В 1814 году деревянные флигели заменили каменными двухэтажными объемами с симметрично скругленными углами торцевых фасадов, выходящих на красную линию Малой Дмитровки.

До середины XIX века, усадьба, периодически меняя владельцев, сохранялась без существенных изменений. К 1855 году одноэтажные встройки между главным домом и флигелями были расширены и объединили в один протяженный двухэтажный объем. Таким образом, в середине XIX века бывшая усадебная застройка преобразовалась в малоэтажный доходный комплекс с характерной периметральной планировкой.

В 1910 году новая владелица усадьбы, почетная гражданка М.М.Тюляева, построила по проекту архитектора К.Л.Роземкампфа пятиэтажный с подвалом доходный дом с комфортабельными квартирами. При строительстве в основной объем здания были включены фрагменты конструкций старых усадебных построек по Малой Дмитровки — главного дома (1773-1775 гг.) и северного флигеля (1814; 1830-1855 гг.), которые были использованы при формировании новой планировки интерьеров в уровне первого и второго этажей.

В 1913 году по проекту того же архитектора к центральному дворовому ризалиту нового доходного дома сделали двухэтажную пристройку. Таким образом, в период 1910-1913 годов застройка владения радикально изменилась. Почти всю территорию занял доходных дома, определивший его планировку и архитектурный облик со стороны Малой Дмитровки и Настасьинского переулка.

Рассматриваемый доходный дом расположен на углу Малой Дмитровки и Настасьинского переулка. Он представляет собой протяженный объем, усложненный со стороны двора тремя ризалитами, из которых центральный имеет четырехэтажную пристройку с проездной аркой в первом этаже. Под большей частью здания имеется подвал.

Судя по проектным чертежам, верхние этажи здания имели одинаковую планировку. Их обслуживали выгороженные капитальными стенами в глубине каждого этажа три парадные лестницы с вестибюлями при главных входах в уровне первого этажа. За ними размещались черные лестницы с выходами во двор. На каждой лестничной клетке находилось по две квартиры, пространства которых организовывали перегородки. Анфиладу парадных помещений вдоль главных фасадов и жилые комнаты, ориентированные во двор связывал секционный коридор. Квартиры от пяти до семи комнат имели центральное отопление, были оборудованы

санузлами, ванными комнатами, при кухнях были предусмотрены кладовые.

Проектное оформление главного фасада здания, выполненное схематично, представляет характерную для неоклассицизма трехчастную композицию. Ее ядром стал шестиколонный портик высотой в два этажа, фланкированный вертикалями узких ризалитов в одну ось (эркерами), завершенных треугольными аттиками.

При строительстве проектное решение фасада было усложнено и дополнено архитектурными и декоративными элементами характерными для неоклассицистической архитектуры. Одновременно, в структуру фасада был введен дополнительный акцент — угловая полуротонда, увенчанная куполом. Дворовые фасады не получили стилистической проработки, что являлось типичной особенностью доходной застройки начала XX века.

После 1917 года владение было национализировано, доходный дом приспособили под коммунальное жиле.. Во второй половине XX века владение вошло в комплекс Издательства «Известия». Дом по Малой Дмитровке был отселен и занят редакционными отделами издательства. В настоящее время его занимают офисы и конторы, в первом этаже — торговые и обслуживающие заведения.

В советский период были утрачены световые фонари над парадными лестницами, точное время их разборки неизвестно. В 1920-50-х гг. световые фонари сохранялись в первоначальном виде. После утраты световых фонарей изменилась и конфигурация крыши здания. К 1930-м годам были утрачены отдельные элементы уличных фасадов: декоративные балконы-навесы 2-х парадных входов в здание, лепные детали аттикового этажа. В начале 1970-х гг. была проведена замена первоначальных входных дверей на существующие, а также замена столярного заполнения в отдельных оконных проёмах. К 1980-90-м годам здание утратило часть штукатурных и лепных деталей уличных фасадов. За последние 20 лет были застроены дворовые фасады в уровне 1 -го этажа, появились пристройки по главному фасаду, растесаны некоторые оконные- проемы 1 -го этажа, деревянная первоначальная оконная столярка частично заменена на пластиковую. В 2012 году был проведен ремонт уличных фасадов с покраской.

До настоящего времени научная реставрация здания не проводилась. В настоящее время фасады здания в целом сохраняют первоначальные архитектурно-стилевые характеристики. В интерьерах сохранилось декоративное оформление вестибюлей и парадных лестниц. Планировка и декоративная отделка квартир верхних этажей практически полностью утрачены, первоначальные перегородки практически все демонтированы. Сохранились отдельные экземпляры первоначальных дверных и оконных столярных заполнений. В первом этаже оформление торгово­обслуживающих заведений современное и архитектурно-художественной ценности не представляет.