Наименование объекта | Доходный дом А.К. Ечкина, 1902 г., арх. Н.Г. Лазарев |
---|---|
Тип объекта | Выявленные объекты |
Местоположение | Москва, ул. Арбат, дом 23, строение 1 |
Вид объекта | нежилое здание |
Датировка | 1902 год |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | - |
Охранный статус | выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Лазарев Н.Г. |
Доходный дом и гостиница Ечкина. Арбат, дом 23, строение 1 и 2
До начала XX века на этом месте находился большой деревянный особняк на каменном подвале с антресолями. В 1830-х годах здесь жил историк, археограф, автор «Словаря достопамятных людей Русской земли» Д.Н. Бантыш-Каменский. Бантыш-Каменские сдавали дом Нечаевым, один из сыновей которых — В.В. Нечаев написал в 1831-1836 годах акварель с видом улицы из окна этого дома. Считается, что эта картина, экспонируемая в мемориальном музее-квартире Пушкина (дом 53), достаточно достоверно передает вид и расположение домов на улице в 1830-х годах и является единственным изображением Арбата пушкинского времени. Через некоторое время особняк был продан, а в 1841 году в том же доме поселился с семьей философ А.С. Хомяков. В 1879-1901 годах дом принадлежал В.М. Пржевальскому — известному адвокату и общественному деятелю, редактору «Юридического вестника». У Пржевальского бывали его родные братья — путешественник Н.М. Пржевальский и математик Е.М. Пржевальский.
В 1902-1903 годах на месте особняка по проекту архитектора Н. Г. Лазарева построен современный 4-х этажный дом для А. К. Ечкина — владельца заведения по изготовлению различных повозок, а также по сдаче в прокат экипажей, бричек и линеек. В начале XX века Ечкин стал одним из основателей Славянского благотворительного общества в Москве, секретарём которого был В.А. Гиляровский. Здание было построено на участке неправильной формы, в связи с чем брандмаурные стены доходного дома скошены. Гостиница Ечкина — одно из наиболее крупных произведений Н.Г. Лазарева. Симметричный фасад дома эффектно декорирован лепными и металлическими элементами в стилистике «декоративного» модерна, которые выполнены с использованием мотивов австрийского сецессиона, французского и бельгийского ар-нуво. В отличие от многих зданий, надстроенных в советское время, доходный дом Ечкина сохранил свой первоначальный силуэт. В оформлении дома использованы также характерные московскому модерну форма и рисунок переплётов окон и облицовка мелкой керамической плиткой. Композиция и пластика фасада отличают здание от других построек стиля модерн, в том числе и от другого произведения Лазарева на Арбате — гостиницы Я.М. Толстого (дом 29). Дом был оборудован электрическим лифтом,
внутридомовым телефоном, на каждом этаже были предусмотрены диваны для отдыха, а в парадном вестибюле дежурил швейцар. На первом этаже здания были предусмотрены помещения для шести магазинов — по три справа и слева от парадного входа. Вход в каждый магазин был оборудован с тротуара, рядом с витриной. За каждым магазином в дворовой части были оборудованы небольшие квартиры для владельцев торговых точек. На верхних этажах размещались квартиры, которые сдавались жильцам по высоким ценам.
До революции в доме работали писчебумажный магазин Русановича, «Шляпы, шапки, муфты и боа» Келейникова, магазин металлических изделий чешской фирмы «Брабец», фруктовый магазин Карпова, «Аптекарский магазин» Гельцер и оружейный Будникова-Салищева.
В 1910 году Ечкин продал дом историку С.Б. Веселовскому, который оформил владение на имя своей жены, получившей наследство от отца, акционера «Общества ситценабивной фабрики Гюнтер». Семья Веселовского поселилась в просторной квартире на 4 этаже здания. Летом 1914 года на месте дворового деревянного флигеля, в котором размещался гараж автомобилей марки «Шарон», архитектором Л.В. Стеженским был построен новый кирпичный пятиэтажный дом (23, строение 2). После постройки нового корпуса, семья Веселовских переселилась в него, заняв весь пятый и половину четвёртого этажей. В 1916 году С.Б. Веселовский продал всё домовладение с двумя зданиями Зельдовичу. После революции семью Веселовских уплотнили.
В начале XX века в мансарде дома находилась мастерская скульптора С.Т. Конёнкова. Во время революционных событий 1905 года возле дома появилась баррикада, в строительстве которой участвовал сам скульптор, а в его мастерской революционеры хранили гранаты и оружие. В это время Конёнков познакомился с революционеркой Коняевой, ставшей позднее его женой. С 1920 года до февраля 1934 года в этой же мансарде жили и работали художник П.Д. Корин и его брат, реставратор и живописец Александр, которых здесь посещал А.М. Горький. Здесь же с 1920 года жил и работал их дядя, художник и график А.М. Корин. По воспоминаниям писателя С.М. Голицина, Корины в то время жили «в страшной бедности, не заботясь о заработке».
Строение 1 является объектом культурного наследия регионального значения, строение 2 — ценным градоформирующим объектом.