Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Гараж для Госплана, 1936 г., арх. К.С. Мельников
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Москва, Авиамоторная ул., дом 63, строение 1
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1936 год
Правоустанавливающие документы Приказ Департамента культурного наследия 1058 от 22.12.16 "О защитных зонах"
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Мельников К.С.
Описание объекта

Объект культурного наследия регионального значения «Гараж для Госплана, 1936 г., арх. К.С. Мельников» расположен в ЮВАО г. Москвы в районе «Лефортово», в квартале № 1945, ограниченном Авиамоторной улицей, улицей Пруд-Ключики, Андроньевским шоссе и 5-й Кабельной улицей. В древности вся территория района была покрыта лесами, распространявшимися дальше на север и восток. Вероятно, в лесах издревле прокладывались сухопутные дороги на северо-восток, однако в то время они еще не были устойчивы: так, в частности, известно летописное свидетельство о том, как уже в XII веке две воинские рати, шедшие навстречу друг другу для сражения «минустася в лесах», то есть — так и не встретились. После основания Москвы, для связи с Владимиром была проложена дорога, получившая название Владимирской. В конце XIV — XVII веков вдоль Владимирской дороги лежали пахотные поля, сенокосные угодья близлежащих подмосковных сел и деревень — Андроновки, Новогиреева, Ивановского; ближе к городу у дороги располагался Андроников монастырь. В XVIII веке Владимирская дорога стала важным торговым путем, по ней ездили московские купцы на Нижегородскую ярмарку, однако кроме деревни Андроновки и Рогожской заставы в местности, примыкавшей к дороге, не было других поселений. В 1730-х годах к северу от тракта была разбита Анненгофская роща. Во время чумы 1771 года вблизи Владимирки было устроено Рогожское старообрядческое кладбище. До проведения железной дороги из Москвы в Нижний Новгород (1862год) по Владимирке гнали ссыльных по этапу в Сибирь на каторгу или поселение. Между Камер-Коллежским валом, Анненгофской рощей и Владимирским шоссе была расположена деревня Новая Андроновка и Старообрядческое кладбище. Чуть южнее Владимирского шоссе тянулась, отходя от него и затем снова вливаясь в шоссе, Старая Владимирская скотопрогонная дорога. В 1860-х годах по Владимирскому шоссе была построена сортировочная станция Казанской железной дороги. У Владимирской дороги, во второй половине XIX века уже превращенной в шоссе, сразу за Рогожской заставой, в 1883 году был построен Московский  металлургический завод Ю.П. Гужона (совр. Завод «Серп и молот»). Против него, по другую сторону дороги, были выстроены мастерские, товарная и пассажирская станции Нижегородского вокзала. После пробивки ветки железной дороги в центр города, вокзал был в 1896 году перенесен в новое здание Курского вокзала на Садово-Земляной вал. Старое одноэтажное деревянное здание вокзала, построенное архитектором М.Ю. Арнольдом в 1861 году, было разобрано в 1950-е годы. Местность к югу от шоссе Энтузиастов с последних десятилетий XIX века называлась Дангауэровкой или Дангауэровской слободкой, возникшей здесь как рабочий поселок при заводе А.К. Дангауэра и В.В. Кайзера. Завод, начавший свою историю с кузнечно-слесарной мастерской, основанной прусским подданным А.К. Дангауэром в 1869 году, стал одним из крупнейших производителей компрессорного и холодильного оборудования. В 1873 году был образован Котельный завод, в 1883 году создано «Товарищество А.К. Дангауэр и В.В. Кайзер», занимавшееся котельной и медными работами. В 1901 году на заводе появился чугунолитейный цех, кроме того, завод приступил к выпуску продукции из алюминия. В 1918 году завод был национализирован и стал называться «Котлоаппарат». С 1931 года завод получил свое современное название «Компрессор». В 1935 году завод выпускал холодильные, воздушные и газовые компрессоры. В годы войны именно на этом заводе выпускались пусковые установки «Катюша», за что в 1943 году завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Напротив котельного завода во второй половине XIX века был постоен электролитейный завод Николаева. На рубеже XIX — XX веков по сторонам Владимирского шоссе располагались рабочие поселки, состоявшие из деревянных лачуг; дома и улицы возникали стихийно, хаотично. Район был неблагоустроенным, трамвайного сообщения не было. В советское время все старые заводы в этом районе были значительно расширены, снабжены новым оборудованием, а рядом с ними построены новые предприятия. Возле заводов строились новые рабочие поселки, в частности, в конце шоссе возник Владимирский поселок.

В 1923  году Владимирское шоссе было переименовано в шоссе Энтузиастов в память «революционеров-энтузиастов, осужденных царским правительством на каторгу и направлявшихся по этому тракту в Сибирь». В 1925 году до Дангауэровки было проведено трамвайное сообщение.

В 1927-1928 годах по проекту архитектора В. Владимирова был возведен рабочий клуб «Пролетарий», позднее переименованный в Дом культуры завода «Компрессор». В 1927-1930 годах часть рабочего поселка старой Дангауэровской слободки была значительно перестроена; здесь возник один из первых в Москве «соцгородков» — жилой комплекс «Новые дома». Однако новое название не прижилось, и район продолжали именовать жилой поселок «Дангауэровка» вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1931 году был разработан проект Электрогородка — промышленнойзоны для предприятий, связанных с энергетикой. Городок был спроектирован в юго-восточной части территории, изначально выделенной под рабочий поселок Дангауэровка, однако и этот проект был реализован не полностью.

В 1936 году в юго-восточной промзоне был постороен гараж по проекту архитектора К.С. Мельникова для автомобилей Государственной плановой комиссии при Совнаркоме СССР (впоследствии — Госплана СССР). Результатом известности К.С. Мельникова, которую ему принесло строительство павильона СССР в 1925 г. для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже, стал заказ проекта гаража для г. Парижа вместимостью в тысячу машин. Мельников разработал два альтернативных варианта: полупрозрачный стеклянный куб со стоянками в десять этажей и поднятое над

уровнем земли здание с консольно-подвесными конструкциями. Парижским проектам не суждено было реализоваться, однако ряд возникших при их проектировании архитектурных идей был использован К.С. Мельниковым при строительстве гаражей в Москве. Московское коммунальное хозяйство приступило к постройкам гаражей, которых Москва до 1920-х годов еще не имела. Это не единственная постройка архитектора, гаражей Мельникова в Москве четыре. Константин Мельников разработал особую систему проектирования гаража. Два гаража на Бахметьевской и Новорязанской улицах архитектор предложил построить по системе сквозного проезда. Над этими проектами работал и известный инженер Владимир Шухов. Предлагаемая система гаража состояла из продольных, главных и поперечных проездов, направленных к продольным под тупым углом.

Места для стоянок автомашин располагались между поперечными проездами. Боковые стороны каждого места параллельны продольным проездам, а торцевые образовывали уступы. В обычных гаражах не использовали маневренные свойства автотранспорта. Тип манежного гаража не имел отрегулированных циркуляций автомашин, следовательно, не имел системы в их движениях. Предлагаемая система гаража была построена на учете точных маневров автомашин. Каждая автомашина въезжает в гараж, становится на свое место и выезжает, двигаясь в переднем направлении. При поступательном движении автомашины и маневров ее под тупым углом получается минимальная ширина всех проездов в гараже. Размеры проездов определяются по размерам автомашины, ее деталей и радиуса вращения. Количество стоянок в ряду и количество рядов в гараже не ограниченное. Преимущество предлагаемой системы состояло в том, что при любом количестве мест на установку автомашины и вывод ее из гаража требуется минимальное время; предлагаемая система не имела встречных и пересекаемых движений и не требовала при установке применения заднего хода, чем достигалась очевидная экономия средств в эксплуатации автотранспорта. Система отличается тем, что автомашина становилась на свое место и выезжала из гаража путем поступательного хода передом в одном направлении с поворотами под тупым углом. В 1934-1936 годах по проектам Мельникова были построены два здания гаражей — на Сущевском Валу и Авиамоторной улице, но тут его роль как архитектора уже становится иной, чем в проектировании гаражей 1920-х годов: типовая схема разработана технологами, а главная задача архитектора сводится к проработке фасадов. Мельников решает эти фасады очень динамичными, почти «изображающими» движение масс формами, что ассоциировалось с представлениями об автомобильном транспорте и его ширящейся роли в жизни страны. Он дает виртуозную пластическую разработку наружных форм архитектуры, впечатляющую своей выразительностью. Гараж Госплана на Авиамоторной улице, построенный в 1936 году завершает десятилетний период создания им гаражей. Это последняя из больших реализованных его построек — новаторский тип здания в стиле авангард, освоенный архитектором в середине 1920-х годов. Сорок последующих лет он предлагал на реализацию свои проекты, но архитектору разрешали только преподавать. Соавтором Мельникова выступил архитектор архитектурно-проектной мастерской Моссовета N 7, возглавляемой Мельниковым — В.И. Курочкин, разрабатывавший рабочие чертежи и имевший к тому времени опыт возведения таких построек, в числе которых таксопарк за Зоологической улице, решенный целиком в функционально оправданных формах конструктивизма (снесен в 1990-х гг. под строительство жилого комплекса «Золотые ключи»).Гараж Госплана требовал лишь «архитектурного оформления» фасадов для  спроектированных инженерами-технологами типовых объемно-конструктивных решений. Пластическая группа объемов в ближнем к Авиамоторной улице правом углу — полностью авторское произведение Мельникова. В отличие от строящегося одновременно с ним гаража «Интуриста» на Сущевском Валу, также спроектированного Мельниковым совместно с Курочкиным, гараж на дальней промышленной окраине Москвы был полностью осуществлен в соответствии с проектом. Требование изобразительности, предъявляемое временем, было воспринято Мельниковым как возможность достичь максимальной выразительности форм в их столкновении и взаимодействии. Здание гаража для Госплана состоит из одноэтажного помещения для автомашин, и четырехэтажного корпуса мастерских, фасад которого подчеркнут вертикальными каннелюрами. В здании обеспечена хорошая освещенность находящихся внутри мастерских и административных помещений, и в целом здание функционально продумано. В основном прямоугольном каркасе корпуса, перекрытом металлическими фермами, размещалась и столовая, для которой было устроено огромное круглое окно с массивным обрамлением («глазом», как называл его сам Мельников). Первоначально над объемом окна возвышалась дымовая труба котельной. Четырехэтажная административная часть объема прорезана гипертрофированными каннелюрами. Примечательны также наклонные окна на дворовом фасаде, повторяющие движение лестничных маршей. Своеобразна и отдельно стоящая на территории будка КПП гаража с навесом заостренной формы. В отличие от тогдашней моды на мелкий накладной декор Мельников продолжает свою линию разработки крупных форм и объемов, и отделка — каннелюр и пластика железобетонной «рамы» окна — лишь усиливает их восприятие. Как и свойственно стилю ар-деко, архитектор избегает слишком буквально трактованных деталей и образов, однако в формах гаража прослеживается аналогия с автомобилем, где круглое окно выступает в образе фары. В 1955 году на территорию гаража и на соседние с ним участки был переведен 8-й таксомоторный парк г. Москвы. До 1990-х годов здание занимал таксопарк.