Наименование объекта | Главный дом, 1-я половина XVIII в., начало XIX в., 1864 г., 1889 г., начало XX в., арх. А.С. Каминский, Б.В. Фрейденберг, техник арх. К.В. Трейман, городская усадьба, Д.А. Четверикова — Ф.Л. Кнопа |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Москва, Колпачный пер., дом 7, строение 2 |
Вид объекта | ансамбль городской усадьбы / элемент городской усадьбы |
Датировка | 1-я половина XVIII века, начало XIX века, 1864 год, 1889 год, начало XX века |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Каминский А.С., Трейман К.В., Фрейденберг Б.В. |
Первые упоминания исследуемой территории относятся к 1742-1744 годам, когда владение было приобретено поручиком А.В. Исленьевым. Первым графическим документом, на котором зафиксирована часть усадьбы Исленьева с каменными палатами является «План Колпачного переулка, составленный в связи с разработкой проекта перестройки дома Голицына архитектором Джорджем Вильямом Сигизмундисом». Постановка палат на плане соответствует сохранившемуся древнему объему главного дома усадьбы. При натурном обследовании здания в 1997 году сотрудниками ЦНРПМ были обнаружены участки первоначальной кладки из большемерного кирпича на известковом растворе на восточной и южной стенах, а на тычке одного из кирпичей южной стены — дважды поставленное клеймо, датируемое рубежом XVII-XVIIIвеков, что подтверждает более раннее строительство современного цокольного этажа по отношению к первому этажу. В процессе этого же обследования на северной стене террасы были обнаружены фрагменты глазурованной фигурной переливчатой майолики.
В 1783 году вдова Исленьева продала свой двор М.А. Шераповой. В деле об усадьбе Шераповой за 1793 г. имеется подробная опись каменных двухэтажных палат: «каменный дом в два жилья, в нижнем жилье за каменным продольными и поперечными простенками жилых покоя три, два погреба и двое сеней, из коего два покоя с накатными потолками, а прочия под сводами».
До приобретения усадьбы лейб-гвардии капитаном А.М. Похвисневым около 1804 года планы владения фиксируют застройку в неизменном виде. С именем этого владельца связан период кардинальной перестройки дома усадьбы. В деле за 1806 год имеется прошение о настройке двухэтажных палат третьим этажом. На плане 1808 года главный дом показан трехэтажным. Кроме того с юга к нему «вновь пристроена» каменная одноэтажная лестница. Фасад получил новую отделку в стиле классицизма, что отражено на фиксационном чертеже за 1834 год, где дом изображен с фасадом на 7 оконных осей, 4-пилястровым портиком и фронтоном С 1831 по 1834 гг. усадьба перешла во владение московского купца второй гильдии И.В. Четверикова, сын которого Д.И. Четвериков после кончины отца в 1862 году заказывает проект перестройки дома. По его заказу в 1863-1864 годах здание было увеличено в объеме. Проект реконструкции разработал архитектор А.С. Каминский.
С северной стороны на всю высоту здания была сделана пристройка для парадного входа и лестницы, со стороны двора, в юго-восточной части, устроены антресоли. Вход в здание со стороны северного фасада был оформлен чугунным зонтом на таких же столбах. К юго-западному двухэтажному крыльцу, выходившему в сад, была пристроена открытая терраса с двухмаршевой белокаменной лестницей.
Западный и северный фасады получили новое архитектурное решение, выполненное в формах эклектики с использованием элементов классического декора (плоские пилястры, профилированный междуэтажный карниз, пояс филенок под окнами второго этажа, развитый венчающий карниз с модульонами, накладные наличники оконных проемов и др.). При этом была сохранена симметричная композиция западного фасада. Дворовые фасады получили менее насыщенное декоративное оформление в виде междуэтажного и венчающего профилированных карнизов, а также наличников окон первого и второго этажей с лучковыми завершениями. Тогда же частично заложили арочные оконные проемы второго этажа, уменьшим их высоту, изменили пропорции окон цокольного и первого этажей. По проекту со стороны западного фасада предполагалось сделать также два каменных объема, которые построены не были.
В 1880 году владение приобрел барон Ф.Л. Кноп. В 1888 году он заказал архитектору Б.В. Фрейденбергу проект одноэтажной каменной оранжереи, поставленной к западу от главного дома и соединявшейся с ним деревянным переходом. Одновременно к восточному фасаду предполагалось пристроить небольшой четырехэтажный объем (четыре этажа — вместе с подвалом) для ватерклозетов, заложить окно во втором этаже южнее пристройки и изменить внутреннюю планировку с перестановкой части деревянных перегородок. Однако этот проект не был осуществлен.
В 1889 году Б.В.
Фрейденберг разработал проект четырехэтажной каменной пристройки к юго-восточной части здания, в которой, кроме жилых помещений, обращенных в сад, была устроена винтовая лестница и ватерклозеты, а на четвертом — антресольном этаже — оборудовано фотоателье со световым фонарем. Фактически этой пристройкой было завершено формирование объема рассматриваемого здания.
Архивных сведений об устройстве открытой каменной террасы, выходившей в сад (возможно, именно о ней идет речь в Оценочной описи 1902 года) не найдено. По оценочному описанию нельзя понять, какую конфигурацию она имела к этому времени. Судя по фрагментарно сохранившимся декоративным элементам — плоским угловым пилястрам и поребрику под венчающим карнизом, можно предположить, что трехгранная часть террасы могла быть выполнена в 1900-1901 годах одновременно с одноэтажной каменнойпристройкой к северо-восточной части дома, предназначавшейся для котельной, или в начале 1910-х годов. Автором проекта, скорее всего, был архитектор К.Г. Трейман, осуществлявший основные постройки на рубеже XIX-XXстолетий во владениях братьев Кнопов. Широкие проемы террасы могли закрываться во время непогоды или холодов съемными сдвижными или распашными рамами.
Небольшие одноэтажные каменные объемы со стороны южного фасада и «тамбур» над лестницей террасы устроены в конце 1920-х — 1940-х годах.
Архивных сведений о формировании планировочной структуры главного дома усадьбы XVIII — середины XIX веков не обнаружено. Первые выявленные поэтажные планы датированы 1897 годом, когда в здании прокладывалось электрическое освещение.
Планировочная структура здания в целом идентична на всех этажах. Составляющая основу планировки коридорная система сформировалась в течение XIX века. В западной части здания помещения расположены с двух сторон от коридора, в юго-восточной — с южной стороны, выходившей в сад.
В настоящее время здание в целом сохранило объемно-пространственную композицию, архитектурное решение фасадов, планировочную структуру конца XIX — начала XX веков, а также декоративное оформление начала 1860-х годов интерьеров парадной лестницы и трех помещений бельэтажа, расположенных в анфиладе вдоль западного фасада, выходящего в сторону переулка.
Фасадная кладка древних палат неоднократно перелицовывалась при многочисленных перестройках XIX века. Особенно значительные изменения произошли в 1863-1864 годах при реконструкции здания по проекту архитектора А.С. Каминского с изменением архитектурного решения фасадов и частичной перепланировкой помещений. При приспособлении особняка Кнопов под административные функции была частично утрачена дверная и оконная столярка, изразцовые печи, паркетные полы, возможно, сохранившиеся под полами советского времени.
После революции в доме располагалось постоянное представительство УССР. В 1930 году здание предполагалось надстроить до 5 этажей и разместить в нем Центральный дом специалистов, но проект так и не был осуществлен. С 1966 года здание было передано Институту международного рабочего движения АН СССР.
В настоящее время здание в целом сохранило объемнопространственную структуру, планировка изменилась незначительно, появились перегородки, небольшое количество вновь устроенных дверных проемов в капитальных стенах.
В цокольном этаже сохранились сводчатые перекрытия в помещениях палат XVIII в., а также своды «монье» в помещениях пристройки 1889 г.. В анфиладных помещениях первого и второго этажей сохранились тянутые штукатурные карнизы и плафоны, орнаментальные росписи на стенах и плафонах, первоначальные дверные полотна, паркеты XIX в. В парадном вестибюле сохранилась печь середины XIX в с фигурным изразцами. Сохранилась парадная лестница с доломитовыми ступенями и чугунным литым ограждением. На крыльце парадного входа сохранился чугунный навес на столбах.
В соответствии с инженерным заключением, представленным в составе научно проектной документации, состояние несущих конструкций стен и фундаментов работоспособное, состояние конструкций стропильной системы и кровли здания ограниченно-работоспособное.